Беседа о великом посте

- Отец Димитрий, расскажите, что такое пост? Для чего нужен пост?

Пост – это училище благочестия, инкубатор святости, ангельское делание. Человек призван стать ангелом, и он cовершает это восхождение во время поста. Пост – это трезвенность, стража сердца. Если пост связывать только с питанием, то это искаженное понимание, которое называется диета.


- Батюшка, с чем связано название "Великий", чем велик именно этот пост?

Этот пост велик своей строгостью, он самый строгий из всех постов.
Велик по воспоминанию событий Священной истории, по тому празднику, к которому он призван нас подготовить – Пасхе. И, конечно, по тем плодам, которые пост - Святая Четыредесятница - взращивает в нас.
Четыредесятница – это период от первого дня поста до пятницы 6-й недели поста. Лазарева суббота и и Вербное Воскресение находятся вне Святой Четыредесятницы, поэтому в эти дни разрешается послабление в пище. Только ради Страстной Седмицы церковь сохраняет воздержание в эти дни.
Страстная Седмица – вне всех постов, выше их, каждый её день называется Великим, это особый пост и особый подвиг. Страстной она называется по воспоминанию Страстей Христовых - великой тайны жертвования и человеколюбия Божия.
Святая Четыредесятница – самодостаточное время для подвига, очищения души и тела, ума и сердца, всех наших чувств и намерений. Постом человек приучается жить с Богом.

- Неужели Богу все это нужно?

Конечно нет, но пребывая в непрестанной житейской суете, не имея возможности поднять глаза к Небу. Сейчас (то есть всегда) у нас много дел, нам всегда некогда. Пост же нас отрезвляет, вылавливает из житейской суеты, и просто ставит нас лицом перед Раем.
Мы видим, как постился Христос, как подступил к нему дьявол и предлагал хлеб, а Иисус ответил, что не хлебом только, а Словом Божиим жив человек. Это Слово - тот стержень, прочный фундамент, на котором все держится, движется и существует. А если это так, то почему мы зависим от еды, одежды, суеты, общения? Конечно, мы нуждаеемся в этом, но разве нам недостаточно десяти месяцев в году, чтобы всем этим заниматься? Только два месяца, включая праздник Пасхи, Церковь предлагает нам перенаправить свою заботу с внешнего на внутреннее. Но главное - на те человеческие качества и свойства, с которыми мы будем жить в вечности. Мы не возьмем с собой ни зарплату, ни социальные льготы, ни домашний уют, ни семейные отношения, ни здоровье. Мы возьмем с собой сердечный мир и сострадание к близким, молитву и огонь сердца, любовь к Богу и ближнему. Христос призывает каждого взрастить в себе во время поста именно эти качества. Для этого Церковь предлагает целый арсенал средств, выработанный подвижниками за тысячелетия:
Отказ от пищи животного происхождения – это самая легкая ступень.
Отказ от бездумного транжирства времени.
Усиленное молитвенное делание.
Самые искренние, но в тоже время рассудительные, а иногда и отстраненные отношения с ближними.
Максимальная трезвенность и отказ от саможаления.

- Отец Димитрий, а что значит поститься постом приятным?

Все вышеперечисленное относится к аскетике и аскетическому деланию. К усилию человека, к попытке преображения падшего и изъеденного страстями, разрушенного грехом естества. И те усилия, которые мы предпринимаем, тоже пронизаны гнилостью и растлевающим эгоизмом. Поэтому пост проникнут покаянием как пониманием неспособности человека спастись самому. Примирение с Богом начинается с просьбы о прощении. Даже больше, с просьбы о помиловании, потому что все наши труды недостаточны для уплаты нашего нравственного долга. И мы просим у Бога милости и дара Благодати, с сокрушенным сердцем просим исцеления наших душевных ран. Мы предоставляем Богу действовать в нашем сердце исцеляющей силой Духа любви; очищая душу и тело, мы отдаем их Богу. Бог, принимая от нас эту малую лепту нашего усердия, несказанно веселит наше сердце: когда пост связан с воздержанием, молитвой и покаянием, он воистину исцеляет, делает человека новым, крепким, благодатным. Тогда даже малый кусок хлеба и глоток простой воды делает человека более скорым на духовное возрастание и доброделание, чем яичница с колбасой или антрекот с бокалом красного вина. Бог лучше заботится о нас, чем калории и витамины, так необходимые нашему организму. Это и есть - поститься постом приятным.
Это есть радость отказа от земного утешения и удовольствия ради Небесного простора, легкости и чистого благодатного веселия. Дух Господень веселит сердце человеческое лучше всякого вина.
Если мы пьем вино, мы не можем вместить духа, а если наслаждаемся пищей, то не вмещаем небесных наслаждений. Что-то одно, так устроен человек. Плоть враждует на дух, а дух на плоть. Это трагизм земного существования. А если дух наш сопротивляется и одолевает плоть, то даже здесь, в невыгодных для себя условиях, становится победителем и ходотайствует о нас пред Богом в неизреченном ликовании.
Пост – самое драгоценное время в жизни человека. Утрата этого сокровища абсолютно невосполнима. Человек без духовного усилия и постного усердия, без молитвенной сосредоточенности - как рыба без воды. Мы никогда не будем счастливы на Земле. Только когда небо преобразит Землю, человек сможет ощутить себя дома и по настоящему осчастливленным.
Так я себя уговариваю начать поститься, по милости Божией уже более 25 лет, и каждый раз, ступая на поприще поста, ощущаю в себе радостный призыв, призыв свыше: дерзай, чадо, вниди в радость Господа твоего.

- Батюшка, а чем особенна Литургия Преждеосвященных Даров?

Это одна из самых сокровенных и трогательных церковных служб. Ведь пост Великий настолько строг, что возбраняется Причастие как общая трапеза, торжество, общий праздник. Поэтому в древности Литургия в пост совершалась только в воскресные дни, а в будни все постились, находясь в строгом воздержании. Когда умножилась паства, умножились и благочестивые нужды прихожан, так что чадолюбивая Церковь допустила Причастие в будние дни поста. Кто-то отправился в путешествие, у кого-то дела, кто-то заболел, а кто-то просто захотел быть непрестанно с Господом. Поэтому в особо строгие дни, среду и пятницу, когда мы воздерживаемся особенно тщательно, вообще не вкушая ничего в течение дня, к вечеру мы приходим в храм, выслушиваем многочасовую службу, кладем несколько десятков земных поклонов, и в самом конце дня причищаемся Преждеосвященных Даров. Называются они так потому, что освящены были прежде, на воскресной службе. То есть хлеб и вино, освящаясь на воскресной службе, с великим благоговением хранятся на престоле как тело и кровь Христовы, и преподаются верующим в уставные дни.
Сегодня эта служба перенесена с вечера на утро, но оставлены дни – среда и пятница или большие храмовые праздники.
В среду мы приходи в храм и выстаиваем четырехчасовую службу, в конце которой служится вечерня с чином Причастия – это и называется Литургия Преждеосвященных Даров. На этой службе мы не причащаем младенцев, поскольку в силу их физиологических особенностей они не могут проглотить твердую Частичку, которая была приготовлена с воскресного дня, напоена Святой Кровью и высушена.

- Батюшка, а чем особенны недели Великого поста?

Великому посту присущ совершенно особенный богослужебный ритм и порядок священных воспоминаний.
Это начинается задолго до Великого поста: первая подготовительная неделя – неделя о мытаре и фарисее, в которую мы вспоминаем Евангельскую притчю о гордости и смирении.
Вторая неделя - о блудном сыне. Господь напоминает нам: что бы с нами ни произошло - у нас есть дом, куда мы можем вернуться.
Третья подготовительная неделя - о Страшном Суде. Каждый мысленно ставит свою совесть перед Божественным правосудием. Учитывая два предыдущих воскресных урока, мы с трепетом ожидаем Божественного опеределения о нас.
В самый канун Великого поста – слезы. Вспоминая и вновь переживая Адамово изгнание из Рая, мы как бы возвращаем свою жизнь к нулю, к источнику пути. Вспоминая утерянный рай и оглядываясь вокруг, видя, что вокруг нас на иконах Святые, мы ощущаем себя не совсем потерянными, но призванными вернуться в Рай и в Церковь, наш духовный инкубатор.
Начинается Великий пост, и первая неделя поста ознаменована Торжеством Православия – переживанием того, как богооткровенная полнота истины сохранила сокровище Священного предания, святости и благочестия. Мы благодарим Бога за то, что мы можем невозбранно черпать из этой сокровищницы разум, благодать и радость.
Затем идет память святителя Григория Паламы. Это удивительный богослов, который обосновал возможность для человека достичь Божественного совершенства, а для Божественной энергии - просиять нетварным светом. А если совершенство возможно, то нам всем должно начать подвизаться. Если ты находишься в Царском Дворце, но ведешь себя непристойно, тебя изгоняют вон. Поэтому в Церкви Христовой мы должны усердно возделывать дар Благодати, возрастая от силы в силу, восходя от славы в славу.
Но впереди нас ждет Крест – третья неделя Великого поста; как бы высоко ни возносились мы духовно с помыслом о Рае, перед нами всегда стоит немой ужас Креста. Только через крест мы можем спастись, только через него – прямой путь к Богу. Всю неделю крест лежит посреди храма для поклонения.
Червертая неделя – память преподобного Иоанна Лествичника. Это учитель подвижничества. Невозможно спастись без наставника, без доброго проводника. Невозможно стать сыном без отца. Иоанн Лествичник, наш духовник, написал "Лествицу" - учебник Святости.
А преподобная Мария Египетская – пример того, что никому не возбраняется путь к совершенству, только он один - через покаяние, смирение и терпение. Так заканчивается Святая Четыредесятница, передавая эстафету Страстной Седмице через праздник входа Господня в Иерусалим, когда, видя Воскрешение Лазаря, мы все поем осанну Христу, идущему на Голгофу...

- Большое спасибо, отец Димитрий. О Страстной Седмице мы поговорим в следующий раз?

Да. Храни Вас Бог.