Праздничные проповеди от Рождества до Великого поста

№ 18, 7 января 2005. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождественская ночь. Ночь, которая стала центром Истории. Прежние поколения предзревали ее глазами веры, готовились к ней подвигом благочестивой жизни.
Последние поколения возвращаются в эту Ночь, своими чувствами и мыслями стараясь вновь и вновь пережить таинство Рождества Христова.
Сегодня и мы возвращаемся мыслью в эту Святую Ночь. Она не отделена от нас ни веками, ни верстами. Рождественское чудо совершается сегодня с каждым христианином. Богомладенец Христос рождается в собственном нашем сердце, только мы должны быть чуткими и внимательными. И этому должен был нас научить прошедший Рождественский пост. Во время поста христианин
воздержанием очищает свое сердце, отыскивает благодать, а в праздник, обретя Бога, торжествует с Ним Вечерю Любви.
Чудо Рождества Христова коснулось всех людей. Достигло оно и до нас. Наше одиночество и сиротство прекратилось, ибо С НАМИ БОГ. Отец отдает нам Своего Превечного Сына, чтобы Он, став человеком, стал нашим братом и нас усыновил Богу! Мы Его наследники, «сонаследники Христу» по слову ап. Павла. Сегодняшняя Ночь — ночь схождения Бога в наше отчаяние, боль и смерть. Сегодняшняя Ночь — начало нашего восхождения в Божественный Чертог света, радости и блаженства, в Вечное Божественное Царство Христовой любви и правды.

№ 35, 7 января 2007. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождественская ночь — ночь таинственного начала Жизни. Жизнь Божественная пришла в место крайнего оскудения жизни. Здесь, в царстве людей перестала царствовать правда жизни, а воцарился принцип выживания, когда каждый цепляется за собственное существование, попирая все разумные и трезвые основания человеческого общежития. Круг сужался, народа становилось больше, и все больше расширялась пустыня человеческих отношений. Не нашлось места во обители Марии и Иосифу... слишком тесно стало в этой людской пустыне. Еще Диоген бегал по афинскому базару среди бела дня с зажженным фонарем и искал человека...; расслабленный у Силоамской купели с горечью отвечал Спасителю: «не имам человека...»
Каждый день встает солнышко, в свое время идет дождь, реки орошают землю, воздух согревает человека, земля плодоносит и кормит людей. К людям пришел Тот, кто повелевает и ветрами и морем, и солнцем и звездами, стихиями и минералами, жизнью и смертью... И «не нашлось им места во обители»... по житейски это понятно: город переполнен, улицы и дома битком, никто и не заметил, а может, внимания не обратил на беременную Женщину... Да и нам часто бывает невозможно помочь друг другу... Разные причины. Мы даже можем вежливо отказать: «мол, знаешь, сейчас не могу, давай через недельку...» Но ведь это уже не христианство. Это просто вежливость. А Христианство — это жертвенность. Жертвенность до конца, до края, до последнего предела. И вот причина Пришествия в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — оскудение в нас этой жертвенной жизни. Люди перестали искать Божьего. Стали искать своего. Перестали видеть друг в друге себя самих, а все усматривают чужих и врагов. Наступила ночь в человеческих отношениях. Но в этой глубокой тьме, в глухом уголке земли, в пещере для скота родился Богомладенец Христос. Звезда приникла, ангелы возликовали, пастыри поклонились, волхвы принесли дары... мир изменился. Многие последовали за Христом. Научились от Него кротости, чистоте, терпению, радости, жертвенности. Научились забывать себя и служить людям...
Кто пережил ленинградскую блокаду? — тот, кто, забывая себя, заботился о других; кто выживал в сталинских застенках и лагерях? — тот, кто умел помочь ближнему. Кто не страдает депрессией? — тот, кто не думает о себе. Много таких? Такие есть — это Христос пришел «прежде падший восставить образ», а эти люди узнали Его, поклонились Ему и последовали за Ним.

№ 53, январь 2009. ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Перед праздником мы ищем часто рационального обоснования празднуемого события, душевной гармонии ума и сердца: ради чего накрываем стол, зачем идем в храм, о чем будем молиться...
Так и я, готовясь и размышляя о Рождестве Христовом, решил поделиться с Вами этими внутренними мыслями и переживаниями.
Во все времена люди чают обновления, добрых перемен, утешений, прекращения скорбей и тревог Во все времена люди это связывали не с изменением образа жизни, а с добрым волшебником, с внешним чудом, с переменой обстановки, с мановением чьей-то волшебной палочки... Этого ждут и взрослые и дети. Взрослые — где-то глубоко в душе спрятав это ожидание, а дети, не стесняясь, являют эту добрую и наивную веру в Деда Мороза и прочих сказочных персонажей. Взрослые, понимая, что сказка — выдумка, в лучшем случае — назидательная притча, отказывают сказочным героям в реальном воздействии на свою жизнь. Изгоняют их из своего сердца и ума, разрывая связь со своим детством. А ведь в детстве есть некая Правда. Правда внутренней жизни, правда цельности души и мира — правда целомудрия. Как опасен бывает разрыв с этой правдой! Но в большинстве случаев именно так и происходит. Здесь берут свое начало множество проблем «взрослой» жизни: непонимания поколений, ожесточение и озлобленность, уныние и ропот.
Есть ли решение, выход из этой «взрослой проблемы»? Рождество Христово и есть это решение и этот выход из «взрослого тупика».
Господь приходит к нам. Приходит, чтобы вызвать перемены во всем Творении. И в человеке, поскольку мы тоже Его творение. Если мы замыкаемся, то чуда не происходит; если откликаемся простотой детской веры на радость встречи с Родившимся Богомладенцем — происходит преображение нашего ума и сердца, наших близких и всего мира. В Рождении Господа Иисуса Христа — надежда обновления и добрых перемен, ожидание утешений, и всякого блага, прекращение скорбей и тревог.
Но как бы Спаситель мира ни желал нашего спасения, мы не спасемся, если сами не захотим преображения самих себя и того, что вокруг нас. Только начинать надо с себя. И здесь нам Первый и Единственный Помощник — родившийся в Вифлееме Христос Господь. Вот и получается, что Христос — Сам, как добрый Волшебник творит новые условия жизни, но самое удивительное, что Он и нас делает «добрыми волшебниками», которые становятся способными менять жизнь, преобразить мир! Примеры — наши святые. Еще примеры - наши близкие и родные, которые раньше нас пришли в Церковь и попытались изменить себя. Не без скорбей, но начали происходить и внешние перемены, кто-то одумался, кто-то пришел на первую исповедь, кто-то научился благодарить Бога, а кто-то сохранил свою семью и собственное сердце от растления и греховной гнили... И наша «волшебная палочка» - у нас в руках: наши руки и наше сердце, наши волшебные слова — наши благодарные молитвы к Богу и добрые слова ближним. Главный Волшебник не стал все делать Сам, а нам дал эту возможность все изменить самим.
Вот и получается, что главное Волшебство нашей жизни совсем не сказочное - Рождество Христово, но оно прекрасней и назидательнее любой сказки! Это и есть наше Волшебство, Единственное и неповторимое Ведь дальше: Преображение, Голгофа, Воскресение, а после — мир и радость о Духе Святе!
С Рождеством Христовым!

№ 57, январь 2010. ПРОПОВЕДЬ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово — праздник детства и искренности, света и надежды, праздник Боговоплощения. «Во Христе Иисусе явилась вся полнота Божества телесно» (Кол. 2...) Другими словами: Непостижимый, Невместимый, Неприкосновенный, Недоуменный Бог вместился, истощился, умалился, обнищал и вселился в младенческое хрупкое, немощное тельце. Тело Младенца, став Телом Богомладенца Христа, вместило всю полноту Божественной природы. Разум Творца — стал младенческим умом; Сила Господня — немощью и инфантильностью ребенка; Того, кого окружало Архангелов воинство и ангельская слава, пеленает и укутывает Земная Мать. Ведь и это трогательное пеленание уже явилось прообразом крестных и спасительных страданий Господних. Это уже предощущала Божия Матерь и, кажется мне, тихо плакала от счастья, скорби и умиления...
Смирение принес Бог на землю.
Называя Его нашим Спасителем, не забудем, что Он пришел победить грех, присосавшийся к нашему естеству. Гордыня, корень греха, может быть упразднена и побеждена только Смирением, Божественным смирением. И только смирением можно приблизиться к Богу.
Родившийся Христос — это Божественная кротость и простота, ясность и святость, явленная и дарованная всем нам.
В Рождестве Христовом стала очевидной забота Создателя о своем творении: Он не чуждается нас, не отстраняется, брезгуя нашей нечистотой, не обижается, видя нашу гордыню и самовлюбленность, не негодует, возмущаясь нашей строптивостью и своенравием. Он врачует нас. Но, более того, Он и вручает нам Себя, отдавая Себя в нашу заботу и попечение о Нем.
Теперь мы постараемся взрастить в себе Бога. Ему не нашлось места в Вифлееме и ни в одном человеческом жилище, но Ему нашлось место в пещере, вертепе, именуемом человеческим сердцем. Оно стало пристанищем для разбойников, и калек, и скотов. Наши зверообразные страсти хозяйничают в вертепе нашего сердца. Но там рождается Младенец Иисус, наш Спаситель — Самое кроткое и ласковое на свете Существо.
Ангелы славословят, пастухи поклоняются, волхвы приносят Ему свои дары, Иосиф внимает Небу, животные согревают пространство своим дыханием, Богородица пеленает Богомладенца чистыми пеленами Что сделаем мы? Как встретим этот Праздник Всепобеждающей любви Божией к человеку?
Вокруг Христа всегда много людей, но большинство - безучастно ... Церковь — это собрание. Собрание людей вокруг Христа, вокруг Родившегося Спасителя мира. Это мы собрались вокруг Христа Иисуса. Свет и Сила Родившегося Богомладенца пусть освятят нашу совесть, подвигнут к созиданию, вдохновят на усердные труды, даруют священную радость и трепетную любовь друг к другу и к Богу. Этот праздник Рождества Христова пусть для каждого станет началом, встречей, новым отсчетом жизни с Богом!
С Рождеством Христовым!

№ 27, 5 февраля 2006. СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ
1. Итоги геноцида русского народа.
2. Выводы Новомучеников и Исповедников Российских.
3. Задачи, стоящие сегодня перед нами.
1. Невозможно в кратком слове исчислить неисчислимые бедствия, которые перенес русский народ в ХХ в. От государственной смуты и первой революции 1905 г. до расстрела Царя, страшного большевистского переворота 1917 г. и последовавшего за ним «красного террора»... Счет тем, кто был убит, повешен, потоплен, зарублен, замучен, отравлен, заморожен, заморен голодом, обесчещен и опозорен, лишен родителей, дома, семьи, детей, Отечества — идет на миллионы. Ни в одной стране мира, ни в какое время, ни при каких тиранах и извергах рода человеческого не истреблялся так никакой народ. (Гитлер уничтожал чужие народы, чтобы возвеличить свою нацию, но и он не сравнится с большевистским террором, уничтожавшим свой собственный народ вообще непонятно ради чего). В результате мы имеем полную утрату народной памяти. Оболганную отечественную историю, разрыв поколений, утрату веры и благочестия. Утрату элементарного национального самосознания и, как следствие, чувства национального самосохранения, утрату русской культуры, совестливости и национального целомудрия. Утрату русского хозяйствования и отношения к нему как к духовному деланию.
2. При всей сложности и трагичности событий, русские люди собрались вокруг Церкви. Патриарх Тихон, Митрополиты Владимир, Вениамин, Петр, архиепископы Фаддей, Афанасий и многие, многие другие явились голосом Церкви и совестью народа, примером терпения в величайших испытаниях и скорбях, мудрыми руководителями и пастырями гонимого народа. Вся наносная клевета на русское духовенство превратилась в прах и пыль, потому что подавляющее большинство священников, монахов и архиереев несли крест гонений и исповедничества, стойкостью, мужеством и смирением свидетельствовали истину и красоту Православия. В тюрьмах, ссылках и лагерях сплотились люди, ранее разделенные сословным происхождением, образованностью, материальным достатком. Часто для образованного дворянского сословия пример мужества и смирения, благочестия и терпения являли простые крестьяне, а епископы взирали на подвиг сельских батюшек... И наоборот: простые люди видели кротость и простоту архиереев, а в больницах и тюрьмах за больными часто ухаживали великосветские графини и княгини...
3. Сегодня нам необходимо питаться опытом наших Новомучеников, поскольку это неисчерпаемый кладезь народной мудрости, терпения и благочестия. История ХХ в. — это не история индустриализации страны, не история героических Пятилетоки торжественных съездов КПСС, а история Святых Новомучеников Российских, которую мы совершенно не знаем. Необходимо восполнить этот пробел в ближайшее время. Подрастают наши дети. Что мы им расскажем о нашем ХХ в.? Сможем ли дать им в пример Новомучеников и Исповедников Российских как основание личной нравственной мотивации их поступков? Или стыдливо умолчим о нашем невежестве и о членстве в партии, комсомоле, пионерии?
И вообще, как воспитывать наших детей? На идеалах «Макдональдса» или на примере наших святых, явивших идеал христианской жизни своим жертвенным подвигом терпения? Времени у нас осталось совсем немного, может быть, всего 5-10 лет. Но за это время мы должны дать своим детям традиционное русское, православное образование, надеясь не на официальную школу, а на наш традиционный семейный уклад жизни, семейные нравственные идеалы, нашу родительскую ответственность и любовь, совестливость и образованность. И наше личное родительское благочестие...
Священномученик Фаддей твердо отстаивал принцип религиозности любого образования: «безрелигиозное воспитание — есть преступление, худшее детоубийства» К. Д. Ушинский сказал: «Вся христианская педагогика выросла на христианской почве, нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели».
Современный священник о. Михаил Ялов (Ногинское благочиние) очень емко и точно охарактеризовал важность сегодняшней задачи воспитания: «Дело воспитания сейчас — это не просто воспитание. Это борьба за будущее России».

№ 45, февраль 2008. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ИСТОРИЯ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА.
Сретение Господне – двунадесятый праздник, отмечается 15 февраля по-новому стилю. Слово «сретение» означает встреча. К этому празднику приурочен также День православной молодежи, который вот уже несколько десятилетий отмечается всем православным миром. На 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме и посвящались Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорождённых от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождающий Богоматерь Иосиф Обручник - опекун Богомладенца, - так же, как и обычные родители, принёс за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения - двух голубиных птенцов.
В это же время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26). Симеон - учёный человек, в числе 70-ти переводчиков в 3 веке до Рождества Христова при египетском царе Птоломее переводил Священное Писание Ветхого Завета. В книге пророка Исаии, при переводе фразы «Се Дева во чреве примет и родит Сына...», он хотел исправить слово «Дева» на «молодая женщина», потому что не поверил, «как может Дева родить?» Ангел Божий предстал пред ним и запретил исправлять, предсказав, что он сам станет свидетелем этого чуда.
И вот этот день наступил. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Христа, Симеон по вдохновению Святого Духа пришёл в храм. В это же время в храме служила пророчица Анна. Никто из обычных посетителей храма не увидел в принесённом Младенце Спасителя мира, однако «род человеческий, - говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, - успел выслать на сретение Его двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом». Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нём «Утешение Израилево», обетованного Мессию и в священном трепете и восторге воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, так так видели очи мои спасение Твое, свет во откровение народам и славу людей твоих». «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём», - замечает евангелист и продолжает: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит на падение и на восстание многих в Израиле...» (Лк. 2, 33-35). В этих словах Симеон, названный позже Богоприимцем, провидит то время, когда покоящийся на его руках Младенец Иисус выйдет на проповедь и как различно воспримут Его люди.
В Иерусалимской Церкви этот Праздник был уже в 4 столетии. Однако Особенная торжественность празднованию Сретения Господня была придана при императоре Юстиниане (527-565). Константинополь и его окрестности поразила эпидемия моровой язвы, принявшая угрожающие размеры. Затем произошло грозное и опустошительное землетрясение в Антиохии, от которого город был сильно разрушен и погибло много людей. В Праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено торжественное бдение, сопровождавшееся усердной молитвой об избавлении от постигших бедствий. Моровая язва прекратилась. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная". Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35). В дореволюционном издании “Чудотворные иконы Божией Матери” указывается на различие между иконами “Умягчение злых сердец” (называемой также “Симеоново проречение”) и“ Семистрельная”, которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”) – по три справа и слева, а один (седьмой) снизу, а на иконе “Семистрельной” – три с одной и четыре с другой стороны.

№ 58, февраль 2010. ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Смысл на поверхности. Но это Господня притча, а ум Божий недоведом и непостижим.
Эта притча о семейной драме, эта притча о возвращении! Ивсе равно ничего не понятно.
Как страшно бывает вернуться, как страшно ожидание встречи... Кто-то узнал себя в сегодняшнем рассказе? Ведь в этой притче рассказано о человеке, о нас с вами. Где мы? Я — это ожидающий отец, или вернувшийся сын? И там и там — страх, и там и там слезы, и там и там — непостижимая бездна горечи и еще не осознанное до конца ощущение порога... Так после известия о Победе в 1945-м люди плакали...
Плакал и сын на груди у родного отца. А отец рыдал на плечах у сына. Думаю, многие домашние плакали, плакали и слуги, и наемники, и рабы... и радовались: вернулся, нашелся, живой...
О чем же эта притча?
Бог стал человеком, стал на равных с нами, Он посчитался и уступил нам «должную» часть имения. А потом Он превратился в тоскующего отца, взгляд которого стал тревожным, речи — сухи, лицо - серьезно. Много времени спустя он увидел своего сына, но тот сильно изменился: жалкий, худой, изможденный, униженный. Но ведь он вернулся! Все поправимо - одежда, достоинство, столы, веселье...
Это притча об Отцовстве. Об ответственности отца. О его боли и его безграничной жертвенности.
А может, эта притча о Сыновстве? О мужестве сына, его надежде, его смирении, его простоте.
Эта притча о Любви. Ведь младший понял, что он любим. Любим, несмотря ни на что. Он все потерял, отказался даже от сыновства. Он только от отца не отрекся. И отец, который его всегда любил, вдруг смог впервые горячо обнять своего сына, все потерявшего.
Тот — просто вернулся, и был озарен отеческой любовью, он понял, что любим. И счастлив, потому что любит. Любовь сделала его счастливым, и все остальное было уже не важно — где любовь, там всегда праздник.
Отец и сын — оба сегодня счастливы. Вернувшись к отцу из чувства голода, никакой претензии не имея к родным, он не надеялся даже на свое сыновство, он готов был стать. наемником в дому отца своего, чтобы только не погибнуть. Но встреча с отцом все перевернула. Он забыл и голод, и ужас смерти, и одиночество, и свое унижение Потому что встретил Любовь.
А старший? Старший сын несчастен. Он ничего не терял. И не любил. Может, он никогда и не задумывался об этом? Но он не сумел порадоваться. Видимо, он ожидал радости как награды. Как платы за свою верность, за свои труды, за свою добродетель: «Я же все делал правильно, а ты не замечал! Этому — отдал половину имения, полжизни за него болел и переживал, а вернулся — праздник в доме устроил! Мне же козленка не дал с друзьями повеселиться! Ты не заплатил мне!»
Он оказался наемником в дому отца, у него было «свое». Ему казалось, что он имеет право на свой праздник. Ему нужна была санкция на праздник. Ему казалось, что он выпьет вина, повеселится с друзьями, и радость переступит его порог. Но радость не в бокале вина или в шашлыке, она в сердце. Или нигде. Как часто и мы, не задумываясь, меняем Радость на посиделки, болтовню, застолье,.. а какой же праздник без этого?! А если настоящая Радость уже потеряна, то никакие стимулирующие средства, допинги, анаболики не способны вернуть ее и освятить праздник Встречи.
Только старший сын не искал никакой Встречи, потому что не алкал, не жаждал, не терялся, не погибал... Но он ждал награды, зарплаты, возвращения долга. У него отец был в долгу! Как некогда — у младшего. Как все переменилось! Младший, потеряв все, приходит в себя и обретает родительскую любовь и радость Встречи, а старший — родительское наследие меняет на зарплату и козленка... Не бывает ли и с нами, что мы Бога держим у себя в должниках? Мол, придет время, расплатится, отдаст, вернет все, что нам должен! Я пощусь, молюсь, милостыню раздаю, обидчиков прощаю - Воздаст Господь! А если все иначе? А если Господь сию минуту глядит на наше сердце, а не на поступки наши и намерения? Если Господь уже воздает нам нашу меру? Если мы уже сейчас способны чувствовать радость богообщения и ощутить радость Встречи? Почему же сердце наше не откликается и не чувствует ее полноты? Где же наш рай? Может он там, где наш Отец? «Царство Божие внутрь вас есть». Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, усынови нас Твоему Небесному Безначальному, Вездесущему и Всеведущему Отцу, Емуже имя — Правда, Любовь, Свет, Жизнь!

№ 59, февраль 2010. ПРОПОВЕДЬ В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ И СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
В наступившем 2010 году очень необычный церковный календарь. Очень ранняя Пасха, самая ранняя из возможных. Она совпадает с католической Пасхой. А Благовещение приходится на Светлую Среду! Пост получается особенно строгий — без традиционного рыбного «утешения» на Благовещение. А Сретение Господне, согласно Типикону, переносится на день раньше из-за начала Великого Поста, и совпадает с Прощеным воскресением.
Сретение Господне и Прощеное воскресение — в один день! Воспоминание Адамова изгнания из Рая и Встреча Воплотившегося Господа в земном храме, в месте изгнания!.. В этом году — это один день. Это очень символично. У Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день! Сегодня это подтверждается церковным календарем. Церковь каждый раз погружает нас в Вечность. Еще на Предвечном Совете таинственно было выражено соизволение Лиц Святой Троицы на Жертву ради спасения человека, тогда еще даже не сотворенного.
Глядя на икону Святой Троицы, человек созерцает высочайшую тайну Любви, становится участником таинственной беседы, встает перед Жертвенной Чашей, которую прообразуют две крайние фигуры ангелов, а центральная фигура — есть Сама Жертва Любви, любви Бога к человеку. Любовь, готовая на заклание и пролитие Крови, чтобы напоить Ею всю вселенную и омыть с человека скверну греха, искупить его от смертного плена и даровать ему наслаждение Вечной Жизни.
Все это пронеслось перед мысленным взором Симеона Богоприимца. Он стоял в церкви, которая вся пронизана Вечностью. В последний день своей земной жизни он узнал в Том, Кого держал на руках, саму Любовь, саму Победу, саму Жизнь, Самого Бога. «Ты нашел меня, Господи... Господи, мы встретились! Нет уже мрака, нет тревоги, страха, смерти — ибо увидели очи мои Тебя, моего Создателя и Господа, Свет Божественного Откровения для всех людей и славу моего народа»
...Горечь Адама после изгнания из Рая ничем не могла быть утолена, ибо ничто не может быть слаще богообщения, райской радости, дивной благодатной одежды света, которые он потерял. Только слезы горечи и разлуки, утраты и оскудения остались у него... Прости, Господи, прости...
Прости меня, Ева! .. Простите, звери, птицы, рыбы. Простите, деревья травы, цветы, горы и долины. Простите, звезды, моря, бездны и просторы. Простите, все горние силы, Ангелы и Архангелы, простите меня все! — я предал вас, я забыл все, я потерял себя самого, я утратил Жизнь!
Утрата Вечности и церкви, то есть полноты Богообщения, привела со временем к полному порабощению стихиям и страстям. Человек стал алчным и гордым, хищным и жадным, угрюмым и завистливым, глупым и пугливым... Он стал выдумывать себе богов, чтобы не остаться без Бога, он стал изобретать орудия труда, чтобы не умереть с голода, изготавливать оружие, чтобы стать сильнее... Ничто ему не приносило счастья... Только храмы, которые напоминали ему об утраченной Вечности, о потерянном Рае, служили ему прибежищем и опорой для надежды...
Адам много веков глядел в сторону своего потерянного Отечества, и Симеон несколько столетий ждал исполнения пророчества. У обоих был грех неверия, оба тяготились осуждением, оба жаждали избавления. Оба знали Бога лицом к лицу, только Адам знал Его в начале, а Симеон узнал в самом конце, в последний день своего земного странствия.
Покаяние и плач были для них хранителями их надежды. Слезы делали зрячими их глаза, которые устремлялись вдаль, к исполнению обетований. Стон и сердечная боль становилась для них пищей, подкрепляющей немощную совесть и удерживающей от неистовства страстей... Они узрели Милость Божию! Это великое утешение они вкусили через прощение. Просили прощения они у Бога, у пророков, у предков и потомков. Их просьба достигла Неба. Небо склонилось, и сошел Утешитель. На руках Симеона лежал Спаситель, бережно запеленованный Богородицею в младенческую плащаницу. Адам, встретившись в загробном мире с Симеоном, возликовал и утешился в надежде скорой встречи со своим Создателем!
Прощение преклоняет небеса, прощение умиротворяет стихии, прощение связывает страсти, прощение преображает мир в Рай.
Тот, кто умеет просить прощения, тот, кто умеет прощать, имеет в своем сердце драгоценный залог Вечной Жизни, имеет все обетования и все надежды. Счастлив человек, имеющий этот благодатный дар!
Церковь, наполненная Вечностью, накануне Великого поста, накануне Пасхи, побуждает нас к примирению: с Богом, людьми и самими собой. Через испрашивание прощения друг у друга мы воздвигаем небесную лестницу, мы устрояем райскую трапезу, мы творим божественный мир, кладем основание нашего спасения.