Великопостные проповеди

№ 1, апрель 2002. СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА
"Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха", - такими словами начинается книга протоиерея Александра Шмемана "Великий пост".
Во времена первых христиан главной целью Великого поста становилась подготовка "оглашенных" (то есть новообращенных христиан) к крещению, совершавшемуся во время литургии в Великую субботу. Однако это первоначальное значение Поста не утратило своей актуальности и поныне.
Мы же живем так, будто Христос никогда не приходил. И это единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и грусть нашего номинального христианства. И если мы это поймем и признаем, то только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост.
В суете каждодневных забот мы забываем об истинном значении поста, о покаянии, считая, что пост - это обязательство воздерживаться от развлечений, скоромной пищи, исповедь и причащение (лучше на Пасху, потому как в этот светлый день батюшки разрешают причащаться практически всем, кто дойдет до храма и достоит до конца службы). И вот уже о Великом посте можно честно забыть до следующего года.
И все же главная наша задача за эти 7 недель - постараться вникнуть и понять учение Церкви о посте, то есть стать православными не только по имени, но и по сущности.
Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широкой дорогой. Христос через Евангелие предлагает: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Можем ли мы без помощи Церкви решиться на этот выбор, можем ли мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое каждый год Церковь дает нам в день Пасхи? Так вот для чего нужен Пост: это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь.
Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о 40-дневном посте Спасителя в пустыне. Еще в Ветхом Завете Господь велел сынам Израилевым каждый год отдавать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали. Поступая таким образом, они имели благословение во всех делах своих.
Зная это, апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, то есть время Великого поста посвящать Богу, чтобы и мы были благословлены во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, совершенных за год.
Общей особенностью великопостного богослужения является особая продолжительность службы с уменьшением торжественности: больше чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего"...
Особая тема великопостных суббот (за исключением первой и пятой) - это тема смерти. Это дни поминовения всех усопших "в надежде воскресения и жизни вечной", которые готовят нас к субботе Лазарева воскресения и Великой святой субботе Страстной недели, когда Христос победил смерть: "Где твое, смерте, жало. Где твоя, аде, победа". Радостный (седьмой, субботний) день Творения стал в грехопадении днем смерти. Но смерть Христова восстанавливает его, делая днем нового творения, побеждая и уничтожая то, что превратило этот мир в торжество смерти. И главная цель Великого поста - помочь нам обрести полноту христианской веры, надежды и любви.

№ 28, 12 марта 2006. ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Время Великого поста – это напоминание о Рае. Не только в том, что Адам питался растительной пищей, но и в том, что Бог был «всяческая во всем», Сам насыщая человека, давая ему силы, наполняя его жизнью. Сегодня, когда мы воздерживаемся от скоромной пищи и светских развлечений, понимаем, как мы зависимы от куска хлеба и стакана воды. Нам кажется, что они придают нам силы и наполняют нас жизнью. Где же место Богу, Его Всемогуществу и Благости? Мы еще в начале истории утеряли чувство Богоприсутствия. Мы знаем, что Бог рядом, знаем это холодным умом, а сердце молчит и не трепещет священным ужасом и благоговейной радостью. «Не хлебом единым жив будет человек...» Чтобы вернуть себе это чувство Богоприсутствия, надо постараться вернуться в детское состояние зависимости. Зависимости от силы Свыше. Бог Сам стал нашим Хлебом. Слово стало Хлебом. Мы едим этот Хлеб жизни и возвращаемся в полноту Богообщения и радости Богоприсутствия.
Время Великого поста — время истощания. Христос прошел путь уничижения и истощания через младенческие пелены к пеленам погребальным. Предельное истощание разрешилось всепобедой Воскресения. Наш пост сопричастен этой же победе.

№ 46, март 2008. СЛОВО К НАЧАЛУ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Наступает благодатное время духовного созидания. Оглядываясь назад, каждый может вспомнить ту неизменную радость, которая сопровождала нас на поприще великого поста в прошлом году и прежде. Конечно это в первую очередь трудности, борьба и скорби, но все это было растворено тихой радостью. А на Пасху, когда уходят в прошлое труды поста, окончательно воцаряется в нашем сердце всепобедное торжество и ликование Жизни, воссиявшей из гроба нашей немощи и нашей смертности... Так что же такое Великий пост? Общецерковное предание усваивает Великому посту следующие имена: Весна души, весна покаяния, торжество веры, праздник души, ангельское житие, время благодатного сеяния, отсечение страстей, обручение будущему наследию, училище благочестия, утеснение чрева и простор души…Множество эпитетов можно присвоить этому благодатному времени. Но наша задача не хвалу словесную воздавать посту, а прославить его деятельно, прожить это время: пропитать свое сердце великопостными богослужениями; ум – чтением святоотеческих книг; чрево – насытить земными поклонами; уста – оградить благожелательным и целомудренным молчанием; глаза омыть слезами покаяния и умиления, руки и ноги – утрудить творением добрых дел…
Итак, время Великого поста – это время особого делания. Это время, когда каждый из нас вспоминает, что он не от земли только жив, но и от Неба. Что небесная пища, тоже имеет свой вкус и запах, тоже питает, и животворит, даже более насыщает, чем земная, исполняет нас удивительной силой и подвижностью, утончает наш ум, обостряет наши чувства…
Великий пост начинается с великих поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Вечером, в первые четыре дня поста, читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. Как перед выступлением музыканты настраивают свои инструменты, приводят их к созвучию и согласию, так и мы настраиваем свой внутренний орган, и согласовываем свое звучание с благодатной гармонией церковных песнопений, с божественным духом богослужебных гимнов, с благодатным дыханием всей церковной жизни.
Первая неделя Поста заканчивается праздником Торжества Православия. Это день всеобщего причащения для тех, кто вошел в эту спасительную реку Великого Поста. Далее новая веха –Крестопоклонная Неделя, когда посреди церкви ставится Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Мы вкушаем прободенное Тело Спасителя, и пьем пролитую за нас Господню Кровь, «во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную». В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на понедельник пятой седмицы Поста – на полпути от Крестопоклонной Недели до Вербного Воскресения. Причащаемся. И далее: Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица - причащаемся, причащаемся, причащаемся. Господи, дай нам сил сподобиться радостотворного шествия по пути Твоих крестных страданий!
Вот и весь Пост! От Первой недели поста до Пасхи – 6 раз причаститься! Помоги нам, Господи.
А что нам есть? Пища перед Богом не поставляет. Эту простую и глубокую истину возвещает сам Апостол Павел, который очень строго постился, не ел мяса во все дни жизни своей, былдевственником, всю жизнь провел в трудах благовестия… Эта фраза значит лишь одно – неядением нельзя угодить Богу! Зачем же Церковь учит нас воздержанию в пище? Потому что это основа и начало нашего душевного воздержания. Воздержание в пище – это самый легкий способ воздержания, но это не самоцель. Это как младшая группа детского сада, приучающая человека к режиму дня, чтобы он сам, в будущем, смог организовать свой день для более важных занятий и дел. Это расчистка территории для строительства здания, это магнит для накапливания благодатного «электричества». Если мы расчистим территорию и ничего на ней не построим, т она вскоре вновь зарастет и захламится. Мы должны начать строительство дома добродетелей собственной души, по выражению прп. аввы Дорофея. Без науки дом построить нельзя – возьмем мудрых строителей – православных подвижников - и почитаем: с чего начать, как строить и чем закончить. Без согласования с разными организациями домом невозможно будет пользоваться – будем чаще исповедоваться, согласуя свою совесть с советами духовника. И, наконец, немаловажный фактор – наше здоровье, которое у всех разное, и выдержать одинаково строгий пост для всех невозможно. Это равносильно тому, что мы будем строить огромные здания, не считаясь ни с грунтом, ни с ландшафтом, ни с качеством строительного материала… Бедственен конец такого строительства!

№ 28, 12 марта 2006. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Только Православная Церковь сохранила трезвый взгляд на человека и его современное состояние. Все современные теории личности либо льстят человеку, объявляя го творцом своей судьбы, либо отказывают ему в свободе и смысле существования.
Время — икона вечности, мир – икона Рая, человек — икона Бога. Вся полнота жизни, свободы, радости, любви, счастья, смысла, силы, красоты даруется человеку Господом Христом через христоподражательную жизнь по заповедям - Христовым. В Православии нет ни одной отвлеченной истины. Все, даже самые тонкие и возвышенные богословские и философские категории, имеют самое непосредственное отношение к жизни — в конце концов, и определяют нашу жизнь.
Православие — религия подвижническая, как сказал в 1918 г. сщмч. Иоанн Восторгов. Именно в этом подвижничестве сокрыто семя благочестия, благоговеинства. Тот, кто вкусил плоды православного благочестия, ясно осознает, что он вкушает от Древа Жизни.
Праздник Торжества Православия установлен в 843 г. по случаю окончательного утверждения Церковью иконопочитания. Вспоминая, что и человек является иконой Божества, православное благочестие побуждает нас к благоговейному отношению друг к другу — мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни, хранимые Православной Церковью.
Все исповедники, мученики, преподобные, святители, блаженные, юродивые, пророки, апостолы, благоверные князья и княгини и все святые, явите нам красоту Православия, утвердите нас во истине и благочестии, любви к Богу и людям! Научите нас собственной жизнью свидетельствовать истину Православия!

№ 60, март 2010. ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ
Как дивно, удивительно и радостно знать, как мы дороги Богу! Христос, снисшедый к нам до Креста и погребения... Зачем? Бог, пострадавший за нас, примирил нас Себе, теперь мы не враги Ему, не рабы, не слуги, а дети, друзья и братья, и это произошло посредством крестного страдания Спасителя. Но зачем Ему мы? Ведь Бог вседоволен, всеблажен и вседостаточен. Мы — нет, а Бог совершен. Мы не можем жить в себе, из себя и для себя, хотя и мечтаем об этом, Бог живет вечно, в Собственном счастье и блаженстве. Однако как-то так случилось, что Богу захотелось поделиться этим счастьем, радостью и блаженством Вечной Жизни. Через истощание Собственной Жизни, через тесные врата крестной смерти, Он нашел способ смягчить человеческое сердце. Царь царей пришел не как царь, наша Жизнь пришла через Его смерть. Смерть Господня — наша жизнь? Тогда что же такое Божественная Жизнь?
Почитание креста известно в Церкви с самого раннего времени. Уже Ап. Петр отнесся ко Кресту с высочайшим благоговением, когда просил распять его вниз головой, ибо он не достоин быть распят как Христос. И в римских катакомбах изображался крест в местах молитвенных собраний
Древние христиане сами были распинаемы на крестах, и при этом поклонялись крестному древу, укрепляясь и вдохновляясь на мученичество и страдания. Хотя крест всегда осознавался христианами как орудие казни, именно символ креста и почитание креста становилось для них символом причастности Жизни Вечной и искупительному подвигу Иисуса Христа.
Для древних христиан знак креста — это двери, которыми человек входит в Рай. Это символ спасения, знамя Победы!
Итак, наше крестоношение — со Христом.
Крестопоклонная Неделя — крест выносится на средину храма. 1 де крест, там собираются и христиане.
Все храмы венчаются крестом; Крест — красота вселенной!
Крест — демонам язва. Зрение креста Господня отнимает у человека малодушие. Если Христос прошел столь тесными вратами, то для меня этот путь уже просторен, ибо прошел им Христос — мой Бог, мой Спаситель!
Придите, Крестному древу поклонимся...
Середина поста: напоминание нам, что посреди Рая насадил Бог древо Жизни, вкушающий от него имеет дар Вечной Жизни; и болезни и смерти уже не будет, и отрет Бог всякую слезу от лица нашего. Это в будущем, а сегодня: Придите, древу крестному поклонимся!..
Как благоразумного разбойника, сопричти мя, Господи, Твоему Царству!

№ 61, март 2010. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В пятую субботу Великого поста прославляется Богородица. Хотя Церковь прославляет Ее на каждом богослужении и каждый день, но в эту субботу ей поется Акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Тайна Божией Матери воспевается как сокровенное, непостижимое Таинство, недоведомое человекам. Мы именуем Ее Невестой, но тут же умолкаем: «Неневестная». Тайна остается для нас недоразумеваемой, но явленной нам. Мы соучастники, зрители Тайны Боговоплощения, но не можем прикоснуться к ней ради ее непостижимости. Возвышенный и прекрасный гимн Акафиста Божией Матери поется в Церкви почти 1300 лет!
Между Крестопоклонной Неделей и Вербным Воскресением, как связующая эти праздники нить – хвалебная песнь Богородице. Она – виновница нашей пасхальной радости, Она не сходила с Голгофы до страшного Погребения Ее Сына. Она первая была у гроба в ночь на Воскресение. Она не оставила Богооставленного... Человек в первой своей дерзости (еще в Раю) простер руку свою к запретному плоду, оставив Бога. Понадеялся на совет змия, и на вкусный и вожделенный плод, делающий нас богами. Матерь же Бога нашего не оставила нас, но вместе с нами проходит этот путь послушания Богу, навыкая непрестанному богослужению, молитве и смирению. Через это входит в наше человеческое сердце сладость и божественное совершенство. Путь к Богу не через совет змия и вкушение плода с древа Познания, а через пример Марии хранения сердца своего от дерзости и через вкушение плодов от Древа Крестного таинства Причастия. Когда мы рассуждаем о высоких метафизических закономерностях бытия, ни на секунду не прерывается дело Ее Материнского служения Богу и миру. Всю тяжесть земного служения, весь быт и рутину домашнего обихода Богородица пронесла в священном трепете и радости, как предстояние и служение Богу. Почитание и Похвала Матери Божией может быть только деятельной. Непрестанно пребывая в молитве, Она научает нас молитвенному усердию; находясь в заботах и попечениях о внешнем, учит не терять ощущения богоприсутствия; терпя страшные скорби у Креста, учит нас не терять радости и не унывать.