А если бы Рождества не было

А если бы Рождества не было?

Ничего бы не поменялось. Только не было бы Пасхи и отверстого Рая, не было бы пламенных апостолов и их огненных проповедей, не было бы надежды на Вечность и не было бы мученичества, не было бы Вселенских Соборов и высочайшего тайнозрительного богословия, не было бы монашества с его пронзительной жаждой Неба и сверхъестественными откровениями, не было бы священных порывов и непреодолимой жажды Правды и справедливости. Страдания остались бы бессмысленными и были бы бесплодны. Не было бы жизни сердца, а только желудка. Не было бы европейской цивилизации, а только разрозненные варварские племена, постоянно пожирающие друг друга. Не было бы ни науки, ни школы, ни любопытства, ни открытий. Не было бы художественной литературы и живописи, музыки и архитектуры, искусства и творчества. Ни высокого, ни просторного, ни светлого, ни разумного…

В мире, среди людей, царствовала бы смерть. Диктовали бы свои условия инстинкты. Страсти повелевали бы человеком. Угрюмость и грубость были бы естественным нашим состоянием. В человечестве не осталось бы праздников, не осталось бы дружбы, а только корысть. Не было бы любви, а только похоть, не осталось бы жертвенности, а только эгоизм.

Скажете, я сгущаю краски? Может быть. Но это вполне реалистичный сценарий истории человечества, если нет Христа, если Его не знают, если нет никакой о нас заботы и промышления Свыше. Как легко человек превращается в животное, и даже зверя, а дальше в растение, в камень, прах, пыль, если нет в нем энергии Духа, Силы Божией, если нет в нем Христа.

Посмотрите на народы, в центре чьей жизни нет Христа: арабы, бедуины, индийцы, китайцы, разные дикие островитяне, всякие кочевники и даже японцы! Не отказывая им в естественной добродетели и одаренности каждого народа, вспомним св. мч. Иустина Философа (II в.), который учил о семенах Духа, всеянных в каждом народе. Но везде есть философское и религиозное обоснование цикличности, круговорота времени, жизни и смерти, рождения и умирания, явления и исчезновения. Все повторяется и все прекращается. Нет ни правды, ни лжи, ни греха, ни добродетели, все – относительно! Все привязано к сиюминутной выгоде. Говори правду, если тебе это выгодно. Если ложь приносит прибыль или сохраняет жизнь – лги, изворачивайся, чтобы стать богатым и успешным. Жадность и жестокость – добродетели. Двуличность и лукавство – принципы жизни, хороший или плохой человек – не имеет значения, если ты можешь получить с него прибыль, можно взять его в заложники, можно в рабство, можно обмануть или предать, продать или убить; если нет Христа, то все разрешается, потому что нет абсолютной правды, любви и истины! Кто бы нам что ни говорил. Мы живем в мире, где только у смерти есть абсолютное право распоряжаться всем. сегодня ты, завтра – я, так не все ли равно? Смирись перед грехом и вечными «проклятыми» вопросами, не спрашивай «за что?» и «есть ли смысл жизни?». Сегодня и всегда здесь царица – смерть. Отчаяние и ненависть – ее «вице-премьеры». Так везде. И всегда.

И только Христианин может задать себе «проклятые» вопросы, и пожертвовать своей жизнью ради другого, и быть уверенным, что жизнь не кончается со смертью, и только если она прожита ради абсолютной и вечной Любви – она приобретает свойства Вечности, она становится божественной, но не в обожествлении себя, а в соединении с Богом. Жизнь как встреча – встреча со Христом. Жизнь как радость, где радость – Христос. Жизнь как надежда – где каждый ребенок становится воплощением надежды на лучшее, светлое, чистое, потому что каждый ребенок – это напоминание о Богомладенце. Каждый дом – напоминание о Вифлеемской пещере, каждый человек создан быть любимым, потому что ради него Бог сошел на землю и взошел на Голгофу, и воскрес из мертвых. И каждый взгляд на ночное небо – искание Вифлеемской Звезды, которая светит в Рождественскую ночь сквозь тьму, указуя на Родившийся Свет, Абсолютную Истину и Вечную Жизнь! «Ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11)

протоиерей Димитрий Кувырталов

08 января 2012 года