Летовское паломничество на Соловки. Впечатления.

Подготовка к нашей паломнической поездке на Соловки началась еще в марте, т.е. за три месяца до ее осуществления. Конечно, эта подготовка, в основном, заключалась в проработке всех организационных вопросов, которых было великое множество, учитывая насыщенность и многоплановость программы поездки. Решение всех этих непростых вопросов легло на плечи организаторов поездки, за что им - искренняя благодарность от нас, паломников. Но, кроме этого, все это время и мы готовились к этому паломничеству, и, как мне представляется, эта подготовка заключалась не только в подборе правильной экипировки и учете всех остальных бытовых мелочей, но и во внутренней подготовке и настрою к этому паломничеству. По моему глубокому убеждению, каждый истинно православный человек инстинктивно ощущает исключительную роль этого северного края России как в истории нашей страны, так и в судьбе русского православия - вообще и русского монашества - в частности.

Наше пребывание на Большом Соловецком острове началось с пешеходной экскурсии по острову под руководством экскурсовода, очень эрудированного и хорошо знающего историю освоения островов, в ходе которой мы узнали, что Соловецкие острова состоят из шести островов (мы посетили два самых больших - Большой Соловецкий и Анзер). На Большом Соловецком расположен Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, а на острове Анзер в основном находятся действующие скиты, и есть небольшие храмы. Экскурсия продолжалась около трех часов, была достаточно информативна, хотя освещение велось, в основном, в историческом ключе, но так как, начало развитию этих островов было положено монахами-подвижниками, то наш экскурсовод в своем рассказе не мог не отметить их ключевую роль в освоении этого сурового края, а также в истории экономической жизни островов на протяжении пяти веков, начиная с 1429 года, когда преподобные Герман Соловецкий и Савватий, а после его кончины в 1435 году, и пустынник преподобный Зосима, уединились в этих безлюдных местах для монашеского подвига и положили начало созданию монашеской обители. Вначале это была монашеская келья, а впоследствии, когда на острове появились еще несколько монахов, были построены два деревянных храма, один в честь Преображения Господня, другой - в честь Успения Пресвятой Богородицы, так и был образован монастырь. Этот монастырь за прошедшие шесть столетий не раз менял свой облик, а с середины 16 века в монастыре началось каменное строительство и постепенно он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.
Вторая экскурсия, которая проводилась уже по монастырскому комплексу, который, к сожалению, пока в большой степени имеет музейный статус, была связана с получением большого объема информации о жизни монашеской обители на протяжении всего периода ее существования. Из нее мы узнали, что бурное развитие монашеской обители началось в средине 16 века, когда игуменом стал святитель Филипп, с этого момента царь Иоанн Васильевич Грозный начал оказывать серьезную финансовую помощь монастырю, которая позволила монахам расширить монастырь: были построены новые каменные храмы, каменные кельи и различные хозяйственные постройки. Все последующие российские монархи также заботились о том, чтобы у монастыря было достаточно средств и для строительства, и для обеспечения монахов всем необходимым, с тем, чтобы у них была возможность уделять основное время молитве и каждодневным службам в построенных храмах. В конце XVI века вокруг монастыря возводятся каменные стены и башни, что делает монастырь хорошо защищенной крепостью, и из истории известно, что в моменты угроз вторжения со стороны северных соседей, монахи монастыря выполняли функции защитников северных рубежей нашей страны. Также была построена разветвленная сеть дорог из природного камня, которые, благодаря уникальному способу их постройки, учитывающему особенности грунта острова, прослужили несколько столетий и только в советский период, в результате неграмотных действий новой власти, эти дороги были практически уничтожены. К началу ХХ века на всех островах насчитывалось 20 храмов с 30 престолами и 30 часовен. С момента установления в России советской власти началось разорение Соловецкой монашеской обители, и в настоящее время, как уже сказано выше, большая часть зданий и сооружений относится к музейным объектам. Но монашеская жизнь на островах продолжается и хочется надеяться, что с течением времени, по молитвам великих святых Соловецкой земли, в том числе упомянутых выше основателей монастыря, а также преподобных Иова Анзерского, Елиазара Анзерского и многих других святых подвижников и молитвенников за наш народ и страну, приобретет такое же значение для всего православия, каким оно было в период расцвета Соловецкой монашеской обители.
Нельзя также не коснуться трагической страницы в истории Соловков - этот период составляет около 20 лет, когда на острове в начале установления советской власти был создан лагерь особого назначения (СЛОН), а затем тюрьма особого назначения (СТОН), в которых содержались в основном политические заключенные и священство. Для этих целей были использованы также храмовые здания. Условия содержания заключенных по сохранившимся свидетельствам и документам были очень жестокие, приводили к массовой гибели заключенных, имели место также самочинные расправы со стороны надзирателей и большое количество расстрелов по приговорам. На острове организован музей, где представлены обширные документальные материалы того периода и после посещения этого музея возникает чувство глубокой скорби, и хочется думать, что таких трагедий, по крайней мере в нашей истории, больше не будет никогда. Хочется также отметить, что Соловецкие острова являются своего рода уникальным экологическим заповедником, где, в том числе, есть растения и деревья, которые не встречаются больше нигде.

В заключение хочется сказать, что впечатления, полученные в ходе нашей поездки, и те эмоции, которые, я надеюсь, испытал каждый из нас, паломников, настолько глубоки, что еще долгое время мы мысленно будем возвращаться на Соловки, и непременно у многих из нас возникнет желание возвратиться в эти благословенные места, с которыми неразрывно связана история русского монашества и Российского государства.

Татьяна Огаркова

июль 2019 г.