май 2014

Путешествие Молодой Гвардии по монастырям Москвы.

Паломническая поездка по монастырям Москвы с воспитанниками детского дома "Молодая Гвардия" оказалось очень интересным, насыщенным и необычным путешествием; а закончилось оно в музее музыки, где мы стали участниками виртуального хора, и на память получили видеофильм.

Наше паломничество началось утром, в храме преподобного Сергия Радонежского с детской Литургии, на которой воспитанники детского дома «Молодая Гвардия» исповедались и причастились. Затем, после завтрака, дети дружно сели в автобус и отправились в паломничество по Москве.

Свой экскурс по истории нашей страны, отец Димитрий начал с 13 века, с благоверного князя Даниила Московского, который был основателем Даниловского монастыря и первым начал собирание земель русских вокруг Москвы. Далее повествование плавно перетекает в 14 век, очередная веха истории государства Российского: преподобный Сергий Радонежский – игумен земли Русской, тот, который поднял Русь с «колен» и по благословению которого, князь Дмитрий Донской отправился на Куликово поле. И выиграл эту битву. Именно по молитвам преподобного Сергия Радонежского, возрождалась из пепла Русь. Учениками преподобного Сергия уже в 15 веке было основано 72 монастыря. Тогда же, начался расцвет нашего государства: духовное, политическое, житейское возрождение.
Следующий переломный момент нашей истории – это времена правления Ивана Грозного. Именно это время явилось началом конца династии Рюриковичей и началом оскудения наших земель. И снова начинается смута…
С большим интересом дети слушали рассказ батюшки и совершенно незаметно для всех мы прибыли в Новодевичий монастырь, откуда и начали свое паломничество.

Батюшка поведал нам о том, что монастырь этот был основан Великим князем Московским Василием III, в память присоединения Смоленска и посвящен он образу Божией Матери Одигитрии Смоленской и сразу получил статус Царского Богомолья. Дети узнали о том, что здесь теснейшим образом переплелись судьбы царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. Находясь под впечатлением от рассказа батюшки и посещения самой обители, мы прогулялись по берегу пруда, который расположен под стенами монастыря, покормили уток и отправились далее...

Следующий монастырь, возле которого остановился наш автобус, был Новоспасский монастырь. Здесь нас встретила прекрасный гид Наталья, которая рассказала нам об архитектурном ансамбле монастыря, о храме преподобного Романа Сладкопевца и усыпальнице бояр Романовых, которая находится в этом храме. Дети посетили музей Новоспасского монастыря, в витринах которого представлено более 100 экспонатов. Один из разделов музея посвящен памяти Великого князя Сергея Александровича Романова, похороненного здесь же в усыпальнице бояр Романовых.

После интересной экскурсии, все дружно отправились в трапезную монастыря, где нас уже ждал вкусный, горячий обед. А после обеда мы снова сели в автобус и продолжили наше паломничество. Следующей нашей целью была Марфо-Мариинская Обитель Милосердия.
На нашем пути мы проезжали Даниловский, Симонов, Иоанно-Предтеченский и Покровский монастыри, слушая краткие рассказы отца Димитрия об этих обителях.

В Марфо-Мариинской обители ребята узнали, что основана была обитель Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1907 году после трагической гибели мужа – Великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна удалилась от светской жизни. Все дни она проводила в молитве. Прообраз деятельности будущей обители Великая княгиня увидела в служении труженицы Марфы и молитвенницы Марии – праведных сестер воскрешенного Иисусом Христом Лазаря. Сестры обители трудились в больнице, приюте, храме, шли в дома страждущих. Елизавета Федоровна, призывала взращивать в себе любовь, угождая ближнему. Во время Первой Мировой Войны Великой княгиней, формируются летучие санитарные отряды, этапные и плавучие лазареты, комитеты помощи семьям, призванных на военную службу. Ею были организованы сотни благотворительных фондов. Ребята узнали о судьбе самой Елизаветы Федоровны и ее мученической кончине, о судьбе ее обители.

Посетили храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в нем любовались росписью, выполненной художником М.В. Нестеровым. Затем посетили дом-музей, где жила и молилась Великая княгиня, уже при жизни, почитавшаяся как святая. По фотографиям была восстановлена молельная, где ежедневно молилась Настоятельница и находясь в ней ощущаешь незримое присутствие Господа среди нас и Святой преподобномученицы Елизаветы. Здесь мы увидели уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Великой княгиней, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии…
В 1992 году Великая княгиня Елизавета Федоровна была канонизирована.

Финальной остановкой нашего путешествия по Москве стала выставка «Гимн России», которую мы, уже уставшие, но отличном настроении посетили в Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки М.И.

Здесь дети узнали, что является символом государства. Это флаг, герб и гимн. В музее была представлена история Государственного гимна Российской Федерации и его предшественников – гимнических и торжественных мелодий разных столетий.

Кульминацией выставки и нашего «путешествия» по истории Государства Российского, начиная с 13 века и до наших дней стал Гимн России, который мы исполнили сами и стали участниками большого виртуального хора, исполняющего Государственный Гимн Российской Федерации.

Довольные, веселые и счастливые, мы вернулись в Детский Дом «Молодая Гвардия», делясь друг с другом впечатлениями и в ожидании наших новых встреч с батюшкой…