Архиепископ Феогност в Летово.

8 августа, в канун памяти вмч. Пантелеимона, Божественную литургию в нашем храме возглавил Архиепископ Каширский Феогност, управляющий Викариатством Новых территорий г. Москвы.


Владыка прибыл в храм рано утром. В связи с плотным графиком своих поездок, он начал Литургию в 8.00, при этом без положенной на этот случай архиерейской встречи. После входных молитв, облачился в алтаре. Вся служба прошла очень собранно, молитвенно, благоговейно. Несмотря на будний и непраздничный по церковному календарю день, в храме было много молящихся и почти два десятка причастников. Слово Высокопреосвященнейшего владыки коснулось сердца многих молящихся. Оно было вдумчивым, сильным, проникновенным. По завершении литургии владыка поблагодарил хор, указав, что благолепное пение – залог соборной благодатной молитвы в храме.

Владыка Феогност разделил с прихожанами приходскую трапезу, где с особым чувством и теплыми словами благодарил трудников храма. А наш хор поздравил и, в свою очередь, поблагодарил владыку неожиданным образом: исполнив сводным хором диаконов и иподиаконов любимую каждым семинаристом песню о Кудеяре разбойнике.
Приезд архиерея на приход – событие всегда благодатное и мистическое. Мы благодарны Богу за такой удивительный молитвенный литургический опыт, за визит архиепископа Феогноста, за его молитву и его архипастырское слово. Для всех нас это стало наставлением, утешением и примером жертвенного служения Богу и Церкви Христовой.

Слово владыки по окончании богослужения:

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают его...", то есть Царство Божие берется трудами. Если человек предпринимает усилие для того, чтобы забраться на высокую горку, то тем больше усилий необходимо ему для того, чтобы зайти в преддверие Царства Божия, туда, куда нас призывает Господь.
И на этом пути человек часто борется с внешним миром, борется с внешними врагами. Но он забывает о том, что на этом пути у нас есть только три врага: гордыня, лень и дурные привычки. Лень преодолевается человеком, у которого есть воля, дурные привычки человек тоже может преодолеть, человек бросает пить, бросает курить, прекращает принимать наркотики, у него хватает сил для этого, но самое трудное на этом пути - это гордыня. Гордыня живет в каждом человеке подобно тому, как у каждого человека есть вирусы, разрушительные, не все они срабатывают, но иногда они проявляются, и человек заболевает. Вот так и гордыня, она живет в человеке, и человек часто не замечает ее, он даже не думает о том, что он горд, и дьявол помогает ему поверить в то, что он совершенно нормальный человек. Гордыня - это самое тяжелое, самое разрушительное заболевание души, духа и тела, которое только есть во Вселенной. Ибо еще до создания видимого мира, был сотворен ангельский мир. Один из них, денница, возомнил, что он равен Богу, восстал на Бога, и был свергнут с Неба, а вместе с ним были свергнуты до трети Небесных сил. И сегодня эти силы, враждебные Богу, соблазняют нас, и самый страшный соблазн - это соблазн гордыни, соблазн того, что ты из себя что-то представляешь.
У святителя Филарета, митрополита Московского, есть такая глубочайшая мысль, и сказал именно он эту мысль, высочайший богослов 19 века. А мысль звучит так: Бог творит из ничего! И до тех пор, пока мы из себя что-то представляем, он не начинает свое творчество в нас. И как несчастен человек, который сам себя творит, сам себя лепит, сам себя возвеличивает, как ужасна участь этого человека, потому что труды его бессмысленны, человек конечен, он умирает, но еще более бессмысленны они, потому что человек отказывается от того самого Царства Божия, куда нас призывает Господь идти. И вот именно гордыня - это самое большое, самое труднопреодолимое препятствие на пути к Царству Божиему. И благословен человек, который преодолел гордыню. Но нельзя преодолеть ее силой, нельзя преодолеть ее штурмом, нельзя преодолеть ее какими-то другим средствами, гордыня преодолевается только тогда, когда в сердце человека возгорается любовь. Только тот, кто любит, по-настоящему смиряется, ибо любовь - это прежде всего самозабвение, человек забывает о себе не только во имя Бога, но и во имя ближнего, во имя Церкви, во имя своего послушания - он забывает о себе. И вот это самозабвение - это есть самое сильное лекарство от гордыни. Только тогда, когда мы научимся забывать о себе, только тогда, когда мы полюбим ближнего и Бога, мы сможем преодолеть эту гордыню, она просто разрушится как туман, как тень она исчезнет, ее не будет. Но для этого нужно полюбить, а свидетельство того, что мы любим - это когда мы забываем о себе. Ибо много людей, которые любят, но они любят так, что в этой любви есть пожелание любви к самому себе, а не к ближнему. А любовь Христова - это любовь не к себе, а любовь к ближнему, самозабвение. И вот, когда человек по-настоящему полюбит, тогда-то Бог и начинает свое творчество в нем, потому что его как бы нет, этого человека, и Господь его творит и делает его достойным Царства Божиего.
Аминь."