ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ


Сегодняшнее Евангелие и Книга Деяний, повествующие о взятии Христа на небо, — о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушел. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, "ища Живого среди мертвых"». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит все новое…


Когда апостолам дано было войти верой в тайну общения с Господом — с Тем, Кому принадлежит вся власть на небе и на земле, с Тем, Кто творит все новое, — они приняли служение свидетельства о Божией любви к каждому человеку и обетование исполниться силой Духа Святого для осуществления этого. Слово Божие подчеркивает, что ученики, пережив сначала физическое отсутствие Христа, а затем увидев Его восхождение к Отцу и новый образ Его присутствия с ними, возвратились в Иерусалим к своей обычной жизни «с радостью великою» (Лк. 24, 52). Иерусалим — это, с одной стороны, наша обыденная жизнь с ее разочарованиями в лучших наших надеждах, с тревожным ожиданием будущего, с постоянным напоминанием о безразличии и ненависти мира ко Христу. Так что кому-то начинает казаться, что Христос исчез, что Он странным образом отсутствует в жизни человечества, что мы не встречаем Его больше нигде. Но Иерусалим одновременно — это место нашей встречи с Богом. Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу — Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных. Между двумя этими праздниками — время ожидания исполнения Божественных обетований. Апостолы проводят его в молчании, в молитве.
Мы должны помнить, что значит это время — не только в течение десяти дней в период между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, но всякий раз, когда нет ощутимой благодати в нашей жизни, когда кажется, что Бог оставил нас. Чтобы не поколебалась никогда наша вера и надежда, необходимо единое молитвенное созерцание трех великих тайн славы Божией — Вознесения и Пятидесятницы вместе с Воскресением. Их нельзя ни на мгновение воспринимать отдельно, как нельзя разделить Крест и Воскресение. И повеление Спасителя «не отлучаться от града Иерусалима» означает, что в самой гуще жизни с ее скорбями и радостями мы должны «облечься силою свыше»… Да будет дано нам сегодня вместе со всей Церковью, со всеми святыми, узнать, какую великую радость пережили души апостолов в день Вознесения: «Первая радость их была в том, что они познали Истинного Господа Иисуса Христа, — говорит преподобный Силуан Афонский. — Вторая радость — что они возлюбили Его. Третья — они познали вечную небесную жизнь. И четвертая радость — они желали миру спасения, как и себе. А затем радовались они потому, что познали Духа Святого и видели, как Он в них действует».

Протоиерей Александр Шаргунов