12 июля, Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла - проповедь настоятеля.


Когда мы видим собор апостолов, и нам сложно различить поименно, кто есть кто, то легко апостола Петра всегда увидеть, потому что чаще всего у него в руках ключи. Вот это такой образ, который усвоен апостолу Петру и черпает своё начало именно в сегодняшних евангельских словах: «Дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земли, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах...». То есть некие ключи тайн, некие ключи нашего спасения у апостола Петра. Вот здесь тайна. Потому что действительно нам людям не очень понятно, во-первых какие двери он будет ими открывать, ведь двери райские уже распахнуты - это безусловно произошло в момент Воскресения Христова, точнее, сошествия Его во ад, а потом уже восстания Господня из гроба. Но мы должны понимать Евангелие духовно, и вот чтобы понимать духовно, надо жить духовно, надо зрение иметь духовное, надо немного иначе рассуждать о всём житейском. Житейское - только тень, как говорит апостол Павел, грядущих благ, то есть сейчас мы только предощущаем то, что будет там. И ежели в сердце злость, раздражение, лентяйство, разгильдяйство, обида, или какие-то амбиции, или самость, своенравие, - знай, это ад. Он начинается здесь и сейчас. А ежели на сердце мир, радость, полнота, свет - это не тот покой, о котором мы с вами мечтаем - сесть у телевизора в удобном кресле и забыться, или для кого-то напиться, лечь спать, отдохнуть от всего, чтобы никто не приставал - не об этом покое мы говорим. Мы говорим о светлом покое, о деятельном покое, о покое богообщения, о покое созерцания, о покое преображения, о таком покое, о котором нам и не снилось, нет таких слов на земле, которыми можно выразить характерные особенности этого духовного покоя. Но так или иначе это и есть рай. Когда чувства дурные - у нас в сердце, тягостные, обременительные переживания, а когда в сердце легкие и духовные ощущения - это начало рая. Так вот рай распахнут и он доступен нам сейчас уже здесь, сегодняшним. Но вот зачем тогда апостолу Петру нужны ключи?


Ключи апостолу Петру нужны для того, чтобы явить символ согласия с апостолом Петром - что разрешишь на земле, будет разрешено на небе, что свяжешь здесь, будет связано там! Что не согласно с апостольским благочестием и с Петровым исповеданием, то будет связано и выброшено вон, а что в нас согласно с ним, апостол Пётр не просто распахнёт перед нами двери райские, а объятия свои распахнёт, возьмёт за руку и подведёт ко Христу: «Господи, вот родной мне человек, вот тот, кто думает и чувствует так, как я думаю и чувствую!». Такое редко бывает.., даже среди самых близких друзей мы не находим часто такого соучастия в нашей жизни или сами не можем отыскать в себе такие чувства для соучастия в жизни близких, в событиях, в горе ли, в радости - наше сердце заскорузлое эгоизмом, грехом, поэтому не так чутко, а вот сердце апостола Петра чутко, потому что оно святое сердце, потому что оно знает Бога и оно видит Бога, и оно исповедует Бога.

А дальше мы смотрим у апостола Павла опять же замечательные слова, они были сказаны апостолом Павлом сегодня в Послании к Римлянам: «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуется ко спасению». Для нас тоже непростая фраза, также как и про ключи апостола Петра. Сердцем веруется к праведности, то есть: если сердце верует, оно уже предрасположено к добрым поступкам, к добрым делам и к добрым ощущениям. И оно уже способно взрастить в себе святость и благодать, то есть, если сердце верующее, ограждено заповедями, страхом Божиим, ограждено обрядом, таинствами, ограждено благочестием - оно уже возрастает в праведности. И теперь осталось только рассказать об этом всем ближним, поэтому устами исповедуется ко спасению. И апостол Павел говорит, ежели веруешь, говори об этом всем, только не о своей вере, а о Христе, не о том, каков ты, а о том, каков Христос, как ты знаешь Христа, как ты узнал, как ты ощутил Его в своём сердце - и тогда спасёшься. Вот и получается, что спасение невозможно без проповеди. И вот мы видим сейчас апостолов, они - благовестники, проповедники, по всему свету неумолчные глашатаи и даже после своей смерти уже две тысячи лет! И мы видим плоды апостольской проповеди - это сонм святых. Сколько святых по всей вселенной, и все они благодаря апостолам узнали и услышали о Христе, поверили сердцем своим и сами стали апостолами, начали благовествовать. Что значит прославление святого? Это значит преумножение его дела, его веры, это значит продолжение проповеди Христовой. Сколько бы святых не было, но есть святые особенно близкие нам (каждый святой, конечно, особенный и близкий). Но вот, например, Серафим Саровский - очень близок, очень дорог нам, ведь он же о Христе, ведь он же о Рае, ведь он же о духовной жизни - разве это не апостольская проповедь, которая продолжается его деяниями, его чудесами, его житием, его лучезарным, лучистым взглядом к нам и откликом нашего сердца к этому святому, да и к любому другому святому, и ко всем святым - современным, древним, мученикам, преподобным, святителям, князьям, юродивым - кого бы из святых мы не взяли, все это продолжение апостольской проповеди. И у нас с вами есть прямая задача - стать святыми, то есть продолжить апостольскую проповедь в первую очередь для своих домашних, супругов, детей, родителей, для своих друзей, прихожан, для всех, кто здесь в храме рядом находится. Так вот это и есть согласие с апостолом Петром, это и есть то, что он разрешает здесь на земле, то есть развязывает наши узы страстей и грехов и даёт нам простор благодати, радости и полноты возрастания, это то, что дарует нам спасение, потому что мы устами проповедуем, сердцем веруем к праведности, все время преумножая эту праведность и делясь этой праведностью с близкими, а устами проповедуя - спасаемся. Вот это и есть благовестие апостолов, это и есть сегодняшний праздник.

Но мы должны помнить и про апостола Петра, и про апостола Павла маленький нюанс, который мы сегодня должны подчеркнуть. Два евангельских чтения: одно воскресное, другое апостольское. В воскресном читали об изгнании бесов из гадаринских бесноватых. Бесы отправились в свиней, но прежде чем отправиться в свиней и погубить все стадо, бесы исповедовали Христа. Они говорили: «что ты пришел прежде времени мучить нас, что тебе до нас? почему ты пришёл сюда, Иисус, Сын Божий?». И Господь Петра спрашивает: «Вы за кого Меня принимаете? И Петр отвечает: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Вот два исповедания, идентичных, одинаковых - одно из уст бесов, а другое из уст святого апостола, ещё пока не святого, непрославленного, но уже ревностного, знающего, жаждущего. Мы должны понимать, что и бесы веруют, веруют и трепещут, и они боятся, а христианин не боится, потому что он любит. И вот эта любовь - это то, что отличает человека, апостола, святого, христианина, благочестивого, праведного от беса и от всех грешников, которые боятся и ненавидят, злобствуют и завидуют. Что тебе до нас, что ты пришёл нас мучить. Бог никогда не мучает. Бог распахивает райские двери, но не все могут войти, потому что, к сожалению, к великому, не все способны пройти этот путь благовестнический. Апостол Павел сегодня о нем подробно, поэтапно, пошагово рассказывает: беды в море, беды на суше, беды среди братий и лжебратий, беды среди путешествий, беды от собственных немощей и болезней, беды от врагов и недругов, беды от своих близких и дальних, беды от родных и от чужих - одни беды! Вот он описывает эти беды, а потом вдруг говорит, что знает человека, который был восхищен на Небо и слышал неизреченные глаголы. Хотя это тайна Божия, и каким образом человек видит Бога, находясь в пучине бедствий, мы не знаем. Но то, что мы сказали сейчас, означает, что совершенная любовь вон изгоняет страх! Ежели человек любит, он уже не рассуждает, не думает о том, какие скорби, какие трудности ему предстоят, потому что он весь в порыве, весь в восхищении. Вот, что такое согласие с апостольским духом, вот, что такое любовь и святость - всегда стремиться ко Христу, не взирая ни на что! И тогда распахиваются райские двери и апостольские объятия, тогда апостолы не только друг с другом лобзаются, но и нас с вами лобзают лобзанием святым, как говорит апостол Павел, и преумножая благодать, и продолжая проповедь апостольскую, преумножая святость на земле. И нам тогда даже апокалипсис не страшен, потому что где любовь, там нет никакого конца света, там есть начало! Начало благодатной вечной жизни во Христе. Аминь.

протоиерей Димитрий Кувырталов

12 июля 2020 г.