Селигер 2011

"Математика – язык Бога". Именно под таким девизом проходил с 18 по 29 июля с. г. наш седьмой семейный приходской летний лагерь «Островок». В этом году существенную помощь оказала районная администрация, профинансировав питание и дорогу на каждого ребенка.


Предыдущие «исторические» лагеря показали правильность наших педагогических усилий. Дети (и взрослые!) очень увлеченно воспринимают исторический материал, поданный в непосредственной обстановке, на природе, в форме игр и театрализованных представлений. История – предмет гуманитарный, творческий, пожалуй мифологичный и даже сказочный. А математика?.. Все взвесив и собр ав большое количество творческих советов, мы решили: математическому лагерю – быть. Забегая вперед, скажем: у нас получилось.Традиционно выезжая на оз. Селигер, на остров Хачин, где мы собираемся заново, с нуля, строить нашу общинную жизнь, посчитались, и нас оказалось 78 человек. Такого количества «островитян» наш лагерь еще не вмещал. Призвав в помощники прп. Сергия, в день памяти которого мы открывали наш лагерь, мы отправились длинной колонной автомобилей и автобусов к началу новой селигерской жизни, к новым приключениям.

Наш палаточный лагерь занял большое лесное пространство на берегу озера, так что дети наши (и взрослые!), благодаря погоде, могли почти весь световой день находиться в воде, исключая время занятий и творческих дел, которые были запланированы на каждый день.

Распорядок дня привычен для «старых» селигерцев, а новые «островитяне» легко вживались в этот общинный уклад жизни. Утром подъем и зарядка, умывание и утреннее молитвенное правило, завтрак, построение объявление плана дня, дальше - утреннее занятие и свободное время до обеда. После обеда обязательная духовная беседа со священником и вечернее театрализованное мероприятие-представление, тематически связанное с утренним занятием. Ужин, вечерние молитвы, «круг» - совместное подведение итогов дня, вечернее построение и спуск флага, подготовка ко сну, отбой.
Проводя математический лагерь, мы ставили перед собой две задачи: а)образовательную и б)педагогическую. а) Развить у детей навыки умственного счета, пространственного и абстрактного мышления, творческий подход к самым сложным математическим задачам, а также приоткрыть детям красоту и гармонию мира через математическое соотношение чисел, ритма и пропорций. б) Пробудить у ребят интерес к познавательному процессу, неформальному взгляду на окружающий мир и преодолеть несогласованность и фрагментарность знаний, получаемых в школе.
Решив не изменять историческому принципу, мы начали знакомство детей с математикой (именно знакомство!) с самых древних античных времен, с изобретения чисел, а также вавилонской, египетской, индийской и греческой систем счисления. Далее – Архимед из Сиракуз, потом математика созвездий, Средневековья и Нового Времени (Декарт, Лейбниц, Паскаль…), появление «бесконечности» как математической реальности. Завершилось наше путешествие по математике знакомством с математикой Лобачевского, из которой выводится и вся современная технологическая наука.
Напомню, что возраст наших детей неограничен, и на занятиях, которые проводились каждое утро с 11 до 12 часов дня, присутствовали и первоклашки, и взрослые ребята-абитуриенты, и выпускники школ, а также родители, проявившие живой интерес к мировоззренческим вопросам. Нашей задачей было рассказать детям о математике принципиально иначе, чем это делается в школе. Если в школе «ремесленный» подход, ребят учат оперировать цифрами и числами, аксиомами и теоремами, как ремеслу, то мы постарались вникнуть в саму суть числа, в происхождение числового ряда, вместе с детьми вывести, сформулировать и доказать аксиомы и теоремы, на наглядных пособиях. Например, выяснить, что «единица» - образ целого, а «двойка» - конфликт и раздор, «тройка» - преодоление хаоса, а «четверка» - основа мироздания. Вместе с Архимедом изобрести камнеметательное орудие (проще: рычаг), а с Декартом и Ньютоном порешать задачки с «бесконечностью». Самый живой интерес вызвала математика Лобачевского. Дети слушали затаив дыхание, а взрослые скептически и высокомерно пытались понять, как можно начертить треугольник с тремя(!) прямыми углами? Всем было предложено надуть воздушные шарики, (вот начался праздник!) и каждый собственноручно начертил треугольник с тремя(!) прямыми углами! Попробовали? Получилось? А вот Лобачевскому в свое время не доверили сделать прорыв в математике, и только после его смерти признали его гениальность и прозрение, математика шагнула в новую эпоху, эпоху Циолковского, Эйнштейна, Королева… А еще музыка, литература, архитектура самым непосредственным образом связаны с математикой, и каждому предмету было посвящено по одному селигерскому дню. Дети пели средневековые каноны, изучали «золотое сечение» в поэзии, разгадывали математические закономерности. Для ребят словно открылся совершенно новый волшебный и прекрасный мир чисел и гармонии. В конце нашего лагеря все дети были посвящены в «Геометры» - это те, кто в древнем мире был посвящен в тайны мироздания и имел доступ к сокровенным и священным законам бытия. Бог, даровавший нам весь мир как Свое творение, даровал нам и возможность познавать его, вложив в него законы числа. Через познание мира, человек способен приблизиться и к познанию своего Творца, как к источнику счастья, радости и полноты жизни.
Уроки утром, театральные представления вечером, купание в озере и катание на катере, водных лыжах и даже парашюте вызывало у детей и взрослых ощущение наполненного и насыщенного смыслом нескончаемого праздника. Особой страницей сюда вписывались наши обеды, завтраки, полдники и ужины, всегда неповторимые и вкусные. Воскресное паломничество и литургия в Нило-Столобенской пустыни, дивной красоты монастыре, стали для ребят вершиной их духовных впечатлений на Селигере. В нашем лагере работал и детский садик для совсем маленьких детей (таковых оказалось 9 человек). Там ребята учились лепить, рисовать, клеить, мастерить, писать и читать стихи… Не были забыты и взрослые, помимо хозяйственных забот по обустройству лагеря состоялся турнир по бадминтону, волейболу, импровизированная школа парусного спорта (в наличии было три катамарана) А на сбор ягод (земляники и черники) почти не оставалось времени. Были проведены две «Зарницы» - одна со взрослыми другая - без; одни «Олимпийские игры» - все как в Древней Греции.
Какой же Селигер без вечерних песен у костра? И дети и взрослые собирались перед отбоем вокруг огня и пели знакомые и незнакомые песни все вместе и по очереди, успевая и почистить зубы, и приготовиться ко сну, ведь и костер, и вода, и палатки – в нескольких шагах друг от друга. На заключительном и прощальном гала-концерте выступали все – и дети, и взрослые. Показывали шуточные и серьезные номера, произведения музыкального или театрального искусства. В завершение была исполнена наша песня-гимн посвященная нашими прихожанами лагерю на Селигере, ставшая уже традиционной финальной песней-надеждой на возвращение в следующем году всем вместе в наш лагерь «Островок» на озере Селигер.
Конечно, расставались со слезами, но ведь у нас приходской лагерь, а значит, прощались не до следующего года, а до ближайшего воскресенья, когда все мы встретимся в храме Михаила Архангела с. Летово на воскресной литургии.

СМОТРЕТЬ ФОТО>>>