Селигер 2012

Кто сможет защитить наше Отечество в случае опасности? Если Отечество в опасности, найдутся ли те, кто с родной земли умрет, да не сойдет? Родит ли еще наша земля новых Невских, Суворовых, Ушаковых, Кутузовых, Барклаев, Багратионов, Нахимовых, Жуковых, Чуйковых?

Эти не последней важности вопросы мы задали себе, ребятам и их родителям перед началом новой селигерской смены в нынешнем 2012 году на приходе в храме Михаила Архангела с. Летово. Уже не первый год активная финансовая поддержка Управления образования Ленинского муниципального района Московской области становится для нас важным подспорьем в проведении селигерского лагеря. А в этом году участие администрации района и лично Ольги Федоровны Титовой стало особенно трогательным в связи с расставанием с видновской землей, поскольку с 1 июля наши земли стали территорией новой Москвы.

В этом году уже в восьмой раз Селигер звал к себе наших «островитян» и всех кому дорог наш приход и наше общение. Рекорд: 95 человек – это «личный состав» нашего приходского семейного лагеря «Островок», собравшийся под призыв о необходимости защиты нашего Отечества, если, конечно, оно окажется в опасности. В этом году мы не могли пройти мимо юбилейных дат: 200-летия Бородинского сражения, 400-летия изгнания поляков из Москвы и окончания Смутного времени; 870 лет - битве на Чудском озере («Ледовое побоище»), и 1150 лет русской государственности (призвание варягов на Русь и основание Великокняжеской династии Рюриковичей).

И тема лагеря должна быть исторически-патриотической. Призыв Александра Невского стал для нас девизом лагеря: «С родной земли умри, да не сходи!»
Каждый «селигерец» еще дома получил несколько важных тематических заданий (одно из них: придумать девиз из высказываний русских полководцев, изготовить его на твердой основе и укрепить его на своей палатке в назидание всем), и в путешествие отправился уже подкованным патриотически и вооруженным исторически.
Наш Восьмой Приходской семейный лагерь «Островок» на озере Селигер начался традиционным массовым заездом и транспортировкой на остров Хачин огромного количества вещей, хозяйственной утвари, продуктов, детей и их родителей. По милости Божией, никого не потеряв на дороге, наш летовский десант высадился на гостеприимном острове Хачин под вечер теплого и солнечного дня. Первое испытание – установка палаток и устройство лагеря - прошло успешно, кто поставил палатку быстрее, тот помогал соседу… Рекорд был поставлен и здесь: Юлия Харитонова установила огромную палатку самостоятельно, причем впервые в жизни(!), и по кубометрам установленной палатки на человека стала абсолютной чемпионкой (к примеру, относительно небольшие палатки для некоторых семей устанавливали по 3-4, а то и по 5-6 человек, и весьма продолжительное время).
Вечер знакомства, первый ужин на свежем воздухе, первые впечатления… Около 15 человек на Селигере оказались впервые, и конечно ждали от него много интересного: общения и развлечений. О. Димитрий рассказал о целях и задачах нашего Восьмого лагеря на Селигере, матушка Наталья приоткрыла план наших творческих дел и мероприятий, а каждый кратко рассказал о себе. И смена началась! Утром – подъем, зарядка, умывание, молитвенное правило, завтрак, построение и первые исторические занятия и исторические реконструкции. Первый день – начало Русской цивилизации и государственности - программное «Слово о законе и Благодати» Митрополита Иллариона, а вечером реконструкция Ледового побоища. Страшные псы-рыцари, вторгнувшиеся в пределы нашего Отечества, были атакованы нашими ребятами (дружиной Александра Невского), опрокинуты и сброшены под лед Чудского (Селигерского) озера.
Погода не спешила нас баловать теплом, и поэтому купались только самые отважные: батюшка, беременные женщины и малые дети до 5-ти лет. Впрочем, солнце светило ярко и обнадеживающе, отчасти компенсируя страшно холодные ночи. Зато не было комаров…
Опасались, что будут проблемы с едой: сколько нужно приготовить еды (и в чем?), что бы накормить более 90 человек? Оказалось, что столько же, сколько и 60, и 40, и 30.…Все было как в прежние годы: каны на костре, народ в очереди за добавкой.… И всем всегда всего хватало… (невольно вспоминались времена Спасителя, когда приумножались хлеба и рыбы). В первые дни только бросалась в глаза длинная очередь за едой, а потом и к этому привыкли, и уже никто не удивлялся и не переживал, что кому-то не хватит вкуснейшего борща или отменных макарон «по-селигерски».
Дальше все было как в калейдоскопе: каждый день по два-три творческих мероприятия, рассказ о Смутном времени, игра в тайную дипломатию накануне Отечественной войны 1812 г., спартакиада и «Зарница», паломничество в Нилову пустынь и дальний однодневный поход по острову (10-12 км), который был посвящен целиком войне 1812 г. «Мы долго-долго отступали…». Подробный и очень интересный рассказ о Бородинском сражении, которым заинтересовались и родители; викторина «Памятники Победы 1812 г.»… Все это было во время похода. Необходимая физическая нагрузка компенсировалась прекрасными видами острова и Селигера, лесных озер и рассказов о Бородинском сражении, героях Отечественной войны, памятных датах и событиях. В завершении похода всех ждал прекрасный полдник на берегу озера с черничными пирогами и травяным чаем, мороженым и пирожными, которыми нас угощали в домашнем кафе, гостеприимно распахнувшем свои двери для наших походников.
Поход закончился; уже обессилевшие (как нам казалось) дети вернулись в лагерь под вечер… Но не тут-то было! - А «Зарница»? Батюшка, Вы обещали! – И мы вновь отправились в лес играть очередную «Зарницу»… Как оказалось, самую интересную и драматичную. На следующее утро, правда, трудно было вставать на зарядку, но такие «трудности» большинство из нас научились преодолевать на Селигере.
Была и водная спартакиада, где ребята и девчонки продемонстрировали умение слаженно работать в команде, переживать друг за друга и помогать товарищу. Два адмирала возглавили две команды: Ушаков и Нахимов. В этой веселой и поучительной исторической дуэли одержали победу «нахимовцы», но только благодаря благородству и великодушию «ушаковцев».
В один из вечеров была поставлена опера «Иван Сусанин». Сначала ее прослушали, потом раздали роли и партии, и апофеозом стало исполнение всей «труппой» и всеми нами знаменитой «Славься!» Ф. И. Глинки. Была постановка военно-лирической зарисовки «Эх, дороги…». Вечером все делились своими размышлениями о феномене русской жизни – дороге. «Что для меня – дорога?» Дети говорили настолько образно и вдумчиво, что стиралась грань между взрослыми и детьми. И не только в этот вечер, а и на всем протяжении селигерской смены ее не было, ведь на Селигере дети взрослеют, а взрослые становятся детьми….
Особенно это хорошо наблюдалось на водных «аттракционах»: водные лыжи, вейкборд, и «плюшка» - резиновый снаряд, привязанный к катеру и мчащийся за ним по волнам и водным просторам Селигера. Всегда собиралась толпа народа на берегу, просто посмотреть этот «спектакль» и послушать крики и визги водных пассажиров.
Из поощрительных мотивов для старших ребят стало стремление приобрести «летовки», а нерадивые старались избегать получения «зимиков». «Летовки» и «зимики» - это такие оценки участия наших «островитян» в творческих делах и в жизни лагеря. Чтобы заработать «летовку» надо очень хорошо проявить себя в любой лагерной ситуации или деле, но и чтобы схлопотать «зимик» - надо тоже очень постараться: либо игнорируя всех, либо совершив явно предосудительный поступок. Обладателю трех «зимиков» путь на Селигер в следующем году закрыт. Поэтому жизнь общины на Селигере в этом году у нас прошла дружно и слаженно. Чемпионом по количеству «летовок» стала наш дебютант Елизавета Стариченкова, которая не только участвовала во всех наших мероприятиях, но и по вечерам проводила активную культмассовую работу со сверстниками, собирая у вечернего костра несколько десятков девчонок и ребят. И у костра песни перекликались с военно-патриотической темой лагеря. Сколько красивых и трогательных песен о войне знают ребята! А сколько еще вспомнили коллективными усилиями!
Последние два дня погода уговаривала нас остаться. Солнце, вода, становящееся каждый день все теплее, благорастворение воздухов!.. Но и это испытание мы преодолели. Купаться – купались, трудиться – трудились, отдыхать – отдыхали, ровно столько, сколько и должна продолжаться наша восьмая селигерская смена, и вот:
…Последний день на Селигере. Начался традиционно: генеральная уборка лагеря: «экологический день» - несколько десятков килограммов мусора было собрано по всей округе, так что чисто осталось не только после нас, но и в соседних лагерях все было убрано и вывезено.
Вторая половина дня – подготовка к завершающему гала-концерту. И народные сказки, и Пушкин, и Шекспир - все по плечу нашим «селигерцам»! Какие постановки и песни были представлены на последнем прощальном концерте! «Лукоморье», «Колобок» и даже «Гамлет». И танец «полька» и стихи К. Н. Батюшкова, и собственные произведения, музыкальные и поэтические. Девочки представили басню собственного сочинения про жабу и розу, с назидательным концом, прекрасная пара Елена Сваткова и Филипп танцевали вальс, а семьи Павловых, Лапшиных, Галыниных и Ивановских показали за пять минут историю Великой Отечественной Войны. И, конечно, Шекспир - как без него на Селигере! Старшие Селигерцы, те, кто уже 8-й и 10-й раз приезжают на это дивное озеро, те, кто вырос на Селигере, те, кто без Селигера не представляет себя, сыграли «Гамлета», правда не за себя, а за отсутствующего своего друга, который в этом году не с нами, он – в армии, исполняет свой воинский долг в рядах Вооруженных сил. Его искал Гамлет (Филипп Сватков), по нему томился, с ним делился своими воспоминаниями, от которых смеялись до слез зрители. Явившийся Призрак (Федор Сватков) раскрыл тайну сердца Гамлета, Офелии, Лаэрта, родителей… Аплодисменты не смолкали, но настал момент заключительной песни «Как молоды мы были», и последнего селигерского костра, который яркими искрами взмыл в ночное небо, унося к звездам наши самые теплые и светлые чувства, что связали нас вместе с Селигером и друг с другом.
Так завершился наш Восьмой приходской семейный лагерь «Островок» на озере Селигер. Еще одна страница жизни нашего прихода прожита и перевернута. Нас стало больше, мы стали роднее. Мы много нового узнали о духовной жизни и о молитве благодаря беседам о. Димитрия; об истории нашего Отечества и его героях, благодаря замечательным лекциям и урокам матушки Наталии; мы узнали новых друзей, узнали своих родителей, а родители – своих детей (что так сложно сделать среди городского шума и суеты). А главное, лучше узнали самих себя, и поняли простую вещь – любовь к Богу и Отечеству, к родной земле – для нас уже неотделима от Селигера и друг друга.