Чинопоследование Таинства Брака
Схема чинопоследования Таинства
Обручение
Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.
Каждение брачующихся.
Возглас священника: «Благословен Бог наш...».
Мирная ектенья.
Молитвы на обручение.
Обручение.
Заключающая молитва.
Сугубая ектенья.
Венчание
Чтение 127-го псалма.
Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
Слово поучения к венчающимся.
Вопросы о желании вступления в брак.
Возглас священника: «Благословено Царство...».
Мирная ектенья.
Три молитвы о сочетающихся браком.
Возложение венцов.
Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».
Прокимен, Апостол, Евангелие.
Краткая сугубая ектенья.
Молитва.
Просительная ектенья.
Пение хором молитвы «Отче наш...».
Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.
Снятие венцов.
Две молитвы.
Отпуст.
Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.
Состав чина Таинства
Чин Таинства складывается из двух частей – обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.
Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.
Последование обручения
Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются!
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, совершает перед ними каждение, и после этого начинаются молитвословия Церкви о брачующихся.
Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...», и читается «обычное начало».
После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.
Священник, взяв сперва золотое кольцо[1], произносит трижды: «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки.
Затем берет серебряное кольцо и крестит главу невесты трижды, произнося: «Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)» и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное – подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом. Само кольцо – знак вечности и непрерывности брачного союза.
Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После этого серебряное кольцо остается у жениха, а золотое – у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.
Последование венчания
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый или розовый плат. Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.
Затем священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?»
Ответ: «Имею, честный отче».
Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?»
Ответ: «Нет, не связан».
Затем священник спрашивает невесту:
«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»
Ответ: «Имею, честный отче».
Вопрос: «Не связана ли обещанием другому жениху?»
Ответ: « Нет, не связана».
Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.
После этого литургическим возгласом – «Благословено Царство...» – начинается Венчание.
После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы: «Боже Пречистый и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...» и «Боже Святый, создавый от персти человека...».
После этих молитв наступает главный момент Таинства.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Это может быть совершено как один, так и три раза (существует разные традиции, так как в требнике четко не указано, сколько раз нужно повторять это действие).
Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!»
Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения.
1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле – царем и царицей.
2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.
После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:
«Положил еси на главáх их венцы, от кáменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им».
Стих: «Яко дáси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим».
Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам[2] (Еф. 5; 20-33): благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Последние слова чтения: «А жена да боится своего мужа» нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли о «средневековой темноте и забитости» женщины, а потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого. Конечно, никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека и нарушить между собой даруемое в Таинстве сакральное единение. Это относится и к жене, и к мужу. Поэтому, будучи членами Церкви и частицами полноты церковной, они равны между собой, имея одного главу – Господа Иисуса Христа.
Замечательные слова сказал святой Иоанн Златоуст в своей беседе на это послание апостола Павла: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью; но и хотя бы ты потерпел бы все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женою; а Он страдал за Церковь отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его ... по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицанию, – так и ты поступай в отношении к своей жене:... умей привести к ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой... Не требуй от жены того, чего у нее нет. Видишь, что Церковь все получила от Владыки? Чрез Него она сделалась славною, чрез Него непорочною».
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жéно? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных: «Господи Боже наш, во спасительном...».
Затем священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...», и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш».
Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении «сочетающимся ко общению Брака».
Священник, осенив чашу крестным знáмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом – невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби – общие.
Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При этом поются торжественные тропари «Исаие, ликуй...», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь – Троица Единосущная». Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.
После этого священник снимает с супругов венцы, приветствуя их следующими словами: «Возвеличися, женишé, якоже Авраам, и благословися, якоже Исаак, и умножися, якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия».
«И ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, и возвеселися, якоже Ревекка, и умножися, якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, занé тако благоволи Бог».
Затем следуют молитвы: «Боже, Боже наш...», «Отец, и Сын, и Святый Дух...» и «Молитва на разрешение венцов в осмый день», по окончании которых новобрачные поздравляют друг друга поцелуем.
Произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, и наоборот.
Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.
Чинопоследование о второбрачных
Такое последование совершается лишь в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если хотя бы один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Брака. В чин о второбрачных добавляются две покаянные молитвы; в ходе совершения Таинства жениха и невесту не спрашивают о свободе их волеизъявления.
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов, проживших с собою 25 или 50 лет» и приспособлен к совершению Венчания над теми, кто прожил много лет без церковного благословения.
Этот чин совершается посреди церкви, где на аналое лежат Евангелие и крест. Муж при этом стоит с правой стороны, жена – с левой. Священник, совершающий Таинство, как и при обычном чине Венчания, одет в полное облачение. Он вручает супругам зажженные свечи и дает возглас:
«Благословен Бог наш...».
Хор отвечает: «Аминь».
Читается молитва призывания Святого Духа «Царю Небесный...», «обычное начало» и тропарь дня.
Затем произносится Мирная ектения с особыми прошениями о венчающихся:
«О рабех Божиих (имена) и еже о Бóзе покрове и сожитии их, Господу помолимся». «О еже спожити им дóбре во единомыслии, Господу помолимся».
«О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся».
Оканчивается ектенья возгласом: «Яко подобает Тебе...».
Затем произносится молитва 1-я: «Владыко Господи Боже наш, тайная вéдый человеческая, иже Рааву блудницу простивый и мытарево покаяние приéмый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе, или какая плоть оправдается пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив, Многоблагоутробен, Жалéяй (Сожалеющий) о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя (имена рек), соедини их любовию друг ко другу: даруй им мытарево обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси Строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Затем читается молитва 2-я: «Боже, Боже наш, пришéдый в Кану Галилейскую и тамошний Брак благословивый. Благослови и рабы Твоя сия Твоим Промыслом ко общению Брака сочетавшыяся: благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков. Аминь».
Затем священник трижды благословляет венчаемых супругов, простирая над их главами руки: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!».
А затем глаголет: «Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем». Затем читается Прокимен, Апостол и Евангелие из «обыкновенного» чина Венчания.
Произносится сугубая ектенья с особым прошением о венчающихся:
«Еще молимся о рабех Божиих (имена рек), ныне просящих у Бога прощения и благословения в Брака общение, о здравии и спасении их, рцем вси: Господи, услыши, и милостивно помилуй».
Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Священник: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
И молитва: «Господи Боже наш, иже от язык предобручивый Церковь, Деву Чистую, благослови и сохрани рабы Твоя сия в смирении и соединении, якоже благоволил еси сохранити я (их) до сего дне; исполни вся благая хотения их; излей на них, яко Щедр и Благоутробен, богатыя милости и щедроты Твоя; даруй им с здравием долгоденствие и во всех добродетелех преспеяние. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Священник: «Мир всем».
Хор: «И духови твоему».
Священник: «Главы ваша Гóсподеви приклоните».
Хор: «Тебе, Господи».
Священник, благословляя, произносит молитву:
«Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное знамение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя блага, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».
Священник: «Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Хор: «Честнéйшую Херувим...».
Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».
Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Священник произносит отпýст:
«Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим чéстен Брак показавый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
Поется многолетие.
[1] По обычаю кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным. Но кольца могут быть изготовлены и из одного металла – золота или серебра – и иметь украшения из драгоценных камней.
[2] Для лучшего понимания смысла апостольского и Евангельского чтений они даются по-русски.
Цит. по: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев Вячеслав]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 2: Таинства Православной Церкви. - 2007. ISBN 978-5-89101-191-5