Игумен Земли Русской

Значение Православия в формировании Российского государства столь велико, что другие факторы, способствующие собиранию амёбных славянских племён, как единой нации единой страны, можно определить понятием «вспомогательные». Несмотря на исповедание христиан в том, что они «не имеют града зде пребывающего, но грядущего взыскуют», забота о своей стране, как сакральном пространстве, в котором совершается путь спасения, всегда в их жизни просматривалась очень чётко. Корни такого отношения к Святой Руси закладывались великими подвижниками нашей Церкви, в первую очередь преподобным Сергием Радонежским, основателем знаменитой на весь мир Свято-Троицкой Лавры.

   

Дата рождения преподобного Сергия точно не известна (предположительно (1314-1320 гг.). Больше известны обстоятельства рождения необычного младенца. Благочестивые родители святого бояре Кирилл и Мария были жителями Ростова, некогда политического центра северо-восточной Руси. Но ко времени правления Ивана Даниловича (Калиты) великим княжеством Московским, Ростов окончательно утрачивает свою значимость. Опустошительные набеги татар, непосильная дань, уплачиваемая Орде, скудные урожаи, как результат политических волнений – всё это довершил так называемый период «насилия», порождённого междоусобием. «Горе, горе великое князьям (Ростовским), поскольку власть и княжение, состояние и честь отняты у них… Некий правитель Василий по имени, был послан из Москвы в Ростов, и Мина с ним. И когда они пришли в город Ростов, они подвергли его великому разорению… Немало ростовчан было вынуждено отдать свое имущество москвичам, а взамен получили удары плетьми по спинам своим и ушли с пустыми руками»

         Неизвестно, чем закончилось бы это междоусобие для родителей преподобного Сергия, если бы они к тому времени не покинули Ростов и не переселились в Радонеж, небольшое поселение в окрестностях Москвы. Хотя Епифаний премудрый утверждает, что родители преподобного переселились туда гораздо позже, когда Варфоломей был уже отроком. Как бы то ни было в ростовском ли,  в радонежском  ли храме произошло первое чудо, связанное с именем будущего подвижника. Мария, будучи беременной, пришла в воскресный день на Литургию в церковь. Ребёнок во чреве матери перед началом чтения Евангелия так вскрикнул, что это было услышано всеми стоящими в храме. Во время Херувимской песни, одного из важнейших моментов Литургии, младенец вскрикнул ещё раз. А в третий раз стоящие в храме услышали его голос во время возгласа священника «Святая Святым». Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия, описывая это событие, отмечает, что «при сем чуде мать преподобного была объята страхом и ужасом; сильно также были удивлены все слышавшие голос». Священник же крестивший уже родившегося младенца, предсказал его будущее, ссылаясь на данное чудо: «И будет он Богоизбранным сосудом, обителью и слугой Пресвятой Троицы».

         Приготовленная такими необычными знамениями мать Варфоломея (мирское имя преподобного), с удивлением обнаружила, что младенец в среду и пятницу «капризничает» и не прикасается к сосцам матери! А когда она поняла, что ребёнок не сосёт молоко и в те дни, когда ей случалось поесть мяса, то она полностью отказалась от употребления его в пищу. Возраставший таким образом отрок, был в своё время отдан в учение, но оно ему не давалось. Братья Варфоломея Стефан и Петр успешно научились книжной премудрости, а «этот юноша не имел ни прилежания, ни таланта; он отставал от товарищей своих. По этой причине родители часто бранили его, а учитель сурово наказывал». Понятно, как тяжело было отроку Варфоломею терпеть свою неспособность к научению и упреки учителя и родителей. Поэтому он постоянно молился Богу о ниспослании ему помощи и разумения. И Божья помощь не замедлила прийти, поскольку «просите и дастся вам».

Однажды, родители послали отрока искать пропавших жеребят. Углубившись в лес, отрок встретил благообразного инока, стоящего на молитве. Дождавшись, когда тот закончит молитвословия, благочестивый отрок, подошел к нему под благословение. Старец благословил Варфоломея и спросил, что тот ищет. Вместо того, чтобы рассказать старцу о пропавших жеребятах, отрок со слезами стал жаловаться, что не может уразуметь «письмени» и просил молитв инока об этом. Инок помолился и дал Варфоломею часть просфоры, которую наказал съесть и не скорбеть о своей немощи, поскольку теперь он научится читать хорошо. Отрок так обрадовался словам старца, что умолил того прийти в дом к родителям, чтобы благословить и их. Когда святые Кирилл и Мария приглашали инока принять пищи, тот ответил, что прежде надлежит вкусить пищи духовной. И сказал отроку Варфоломею, чтобы тот открыл Псалтирь и стал читать.  Отрок на удивление всем прочёл всё предложенное иноком без запинки. С тех пор все проблемы с учебой у Варфоломея закончились.

         Вскоре закончилось и детство и, будучи двадцатилетним юношей, Варфоломей стал просить родителей об их благословении на его уход в монашество. Братья будущего монаха уже женились, но родители не хотели отпускать Варфоломея и просили его подождать до их смерти. Тот  повиновался воле родителей и жил рядом с ними, как любящий сын, лелея их старость. Незадолго до своей кончины Кирилл и Мария сами ушли в Покровско-Хотьковский монастырь, недалеко от Радонежа, где и преставились в скором времени. Интересно, что к тому времени, в тот же монастырь пришел и овдовевший брат преподобного Стефан, и мечтавший всю жизнь о монашестве Варфоломей стал четвёртым из всей семьи, принявшим постриг.

         Варфоломей получил крупное наследство от родителей, но аскетические устремления позволили ему расстаться с богатством легко. Всё имущество, по слову Евангелия, Варфоломей отдал нищим и ушёл в пустынные и дикие леса вместе с родным братом Стефаном. Остановились они там, где блистает сейчас куполами великая Лавра. Тогда же это был медвежий угол, доступный мало кому-либо из людей. Известно, что молитва праведника преображает природу, и её дикость смягчается перед кротостью Божьих угодников. Но до этого было ещё далеко. Надо было ставить храм и освящать его в честь Пресвятой Троицы. Вскоре братья срубили небольшую церковь, и пошли в Москву, к митрополиту Феогносту с просьбой ее освятить. Церковь была освящена, посланными митрополитом священнослужителями, но брат Варфоломея не выдержал испытания пустынножительства и ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь.

         Варфоломей остался один в глухом лесу, испытывая голод, холод, нападения бесов и прочие искушения. Три года испытывая себя, он утвердился, наконец, в мысли принять постриг. Игумен Митрофан, пришедший в радонежские леса, совершил над ним это таинство. А дальше слава о молитвенных подвигах инока Сергия стала распространяться по окрестностям. И это было не мудрено. Свирепый медведь, пришедший однажды к келии преподобного, легко мог разорвать его, как часто это и делают голодные звери. Но инок предложил медведю кусок хлеба, который тот съел и присмирел. А потом стал приходить к Сергию за угощеньем постоянно. «И дикий зверь сделался настолько кроток, что повиновался даже слову святого». Потом к нему потянулись и люди, жаждущие благочестивой жизни. Инок Сергий не без сомнений принимал, приходящих к нему. Это продолжалось до тех пор, пока Сергий не понял, что на то есть воля Божья. С этого момента он принимал ищущих пустынного жительства в общение, и вскоре на месте подвигов преподобного стояло уже двенадцать келий, обнесённых деревянным тыном.

         Быт пустынников был более чем скромным. Вот как описывает это Ключевский: « В монастыре всё было бедно и скудно, или как выразился разочарованно один мужичок, пришедший в обитель преподобного Сергия повидать прославленного величественного игумена: «все худостно, все нищетно, все сиротинско»; в самой ограде монастыря первобытный лес шумел над кельями и осенью обсыпал их кровли палыми листьями и иглами; вокруг церкви торчали свежие пни и валялись неубранные стволы срубленных деревьев; в деревянной церковке за недостатком свеч пахло лучиной; в обиходе братии столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена; чего не хватись, всего нет, по выражению жизнеописателя; случалось, вся братия по целым дням сидела чуть не без куска хлеба».

         Показателен эпизод с этим «одним мужичком», упоминаемым Ключевским. Крестьянин из дальней деревни, много слышавший о знаменитом игумене, решил сам повидать его. Предприняв для этого нелёгкое путешествие, он, наконец, вошел под кров обители. Спросив встреченных им иноков, где находится игумен, крестьянин отправился к огороду, указанному ими. Игумен копал грядки в худой, разодранной одежде, испещрённой заплатками. Крестьянин подумал, что над ним посмеялись, рассердился и возвратился в монастырь, требуя, чтобы ему показали преподобного. В этот момент Сергий сам пришел с поля, но крестьянин не хотел даже смотреть на него. Нелегко было увидеть в простом бедном старце одного из величайших православных святых. Провидя мысли крестьянина о себе, преподобный возрадовался и поблагодарил Бога за те ещё невысказанные поношения, которые были уже «на его языке». Сергий пригласил крестьянина к себе, стал угощать того и просил его не скорбеть, поскольку он скоро увидит того, кого хотел видеть. В этот момент в монастырь прибыл князь, на встречу которому игумен и вышел. Князь, издали увидев Сергия, поклонился ему и подошел под благословение. Оттеснённый слугами князя крестьянин стал спрашивать окружающих, кто тот старец, что сидит рядом с князем и ведет с ним беседу. Услышав в ответ, что это  преподобный Сергий, поселянин стал порицать и укорять себя за то, что не узнал под рубищем святого отца.

         Однажды поздно вечером, стоя на молитве о своих учениках, преподобный услышал голос, зовущий его по имени. Сильно удивившись, Сергий открыл окно своей кельи и увидел, что ночь озарилась светом сильнее солнечного, а голос вторично произнёс: «Сергий! Ты молишься о своих чадах и моление твое услышано: посмотри – видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы». Святой поднял глаза и увидел в монастыре множество прекрасных птиц, поющих неземными голосами. Можно сказать, что с того времени преподобный принял на себя великую миссию воспитания всего российского народа, а не только своих учеников. Ключевский пишет об этом так: «Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого самому русскому обществу должно было встать на уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому третьему делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий».

         Именно молитва праведного старца послужила воспитанию в русском народе его лучших качеств. Именно молитва преподобного подточила  ненавистное татарское иго и послужило делу освобождения русского народа и созданию им поистине независимого государства. Всем известен эпизод благословения преподобным главного вождя русского ополчения: «Иди на безбожников смело, без колебания и победишь». И он пошел, взяв с собою Сергиевых иноков Пересвета и Ослябю, и победил! И эта победа стала началом конца ордынского ига на русской земле. 

         Основанная преподобным Сергием Троице-Сергиева, Лавра празднует день памяти своего Игумена. Смогла бы знаменитая обитель простоять столько веков без молитвенной помощи своего настоятеля? Конечно, нет. Когда преподобному Сергию, стоявшему вместе со своим учеником Михеем на молитве, явилась Божья Матерь, Она сказала ему: «Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить Тебя. Услышана молитва твоя об учениках, о которых ты молишься, и об обители твоей. Не скорби уже: ибо отныне она всем изобилует, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Господу неотлучна буду от обители твоей, подавая потребное неоскудно, снабдевая и покрывая ее». Молитва преподобного покрывает не только его обитель, но и нашу многострадальную страну. Наше дело – идти ей навстречу.