Обретение мощей преподобного Феодосия Киево-Печерского, отца русского монашества

По всему миру можно найти неоспоримые свидетельства святости многих подвижников христианского благочестия. Это останки святых, тела которых не подверглись тлению в течение многих сотен лет. Особенно богата ими наша страна, и свидетельствует это о том, что Святая Русь – не просто красивое словосочетание. Мощи преподобного Сергия, бережно хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, были найдены нетленными в воде через много лет после захоронения. В Екатеринбургской епархии в 1704 году были обретены нетленные мощи святого праведного Симеона Верхотурского. После его захоронения в 1642 году прошло 62 года и нетрудно сосчитать, сколько лет им сейчас. Мощи преподобного Александра Свирского были обнаружены в 1641 году после 108-летнего пребывания в земле, сохранность – идеальная. Но нет, наверное, такого места на земле, где бы нетленные мощи святых угодников были бы столь многочисленны, как в Киево-Печерской Лавре, в ее знаменитых пещерах. Основателями этого монастыря были преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

         По особому промыслу Божию неизвестно, где сейчас находятся мощи основателя русского общежительного монашества преподобного Феодосия. Но очень хорошо известно, как они были обретены в 1091 году благодаря… Нестору Летописцу. Некоторые и не подозревают, что известнейший персонаж русской истории, можно сказать, один из ее «творцов» был монахом Киево-Печерской Лавры и ее летописцем. Он также принимал непосредственное участие в обретении мощей Великого Игумена, которое потом и описал во всех подробностях в своем летописном труде. «Когда же я докопался до гроба, объял меня великий страх, и я начал взывать: «Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия». Потом послал я к игумену сказать: «Приди, отче, чтобы изнести честные мощи преподобного. И пришел игумен с двумя братьями, а я прокопал еще больше, и, преклонившись к земле, мы увидали его мощи, святолепно лежащие. Все составы были целы и не тронуты тлением, лицо светло, очи сомкнуты, уста соединены, головные волосы прилипли к главе. Возложив на одр те честные и святые мощи, мы вынесли их из пещеры…»

         Далее преподобный Нестор описывает торжество, состоявшееся после этого события в монастыре. На следующий же день туда прибыли епископы Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, Антоний Поросский, многочисленные игумены русских монастырей, монахи и боголюбивые киевляне. Состоялся крестный ход с тожественным пением и каждением фимиама, который перенес святые мощи в храм Успения Пресвятой Богородицы и положил их «на правой стороне, месяца августа в четырнадцатый день, в четверг, в первый час дня». Пробыли там мощи преподобного относительно не долго…

         С событием перенесения святых мощей преподобного Феодосия связан факт исполнения его пророчества, произнесенного им за несколько лет до смерти. Некий боярин Иоанн, в роду которого были киевские воеводы Вышата и Остромир, будучи духовным сыном преподобного, принимал его  как-то раз в своем доме. По обыкновению, святой поучал своих духовных чад – Иоанна с женой Марией – толкуя Священное писание. Когда речь зашла о последнем пути человека и положении во гроб тела, благочестивая жена Иоанна вдруг сказала: «Отче честный! Кто знает, где будет положено мое тело?» И тут на казалось бы риторический вопрос Феодосий пророчески ответил: «Истину говорю тебе: где мое тело будет положено, там и ты по прошествии нескольких лет почиешь». Так и случилось. Мощи святого были положены в Успенской церкви 14 августа 1091 года, а гроб с телом усопшей через несколько лет Марии был поставлен с левой стороны от них. Вскоре там же был похоронен и сам боярин Иоанн.

         В 1240 году на Киев в очередной раз обрушились Батыевские полчища и братия, опасаясь осквернения мощей Святого Игумена, спрятали их и держали место перезахоронения в тайне. Но после разорения монастыря татаро-монголами, в живых, по-видимому, не осталось ни одного монаха, участвовавшего в переносе мощей. Нет с тех пор и документальных свидетельств, о каких бы то ни было попытках найти святые мощи преподобного, утраченные после этих событий. Есть две основных версии предполагаемого местонахождения мощей: первая – они погребены под алтарем Успенского собора; вторая – в Дальних пещерах. Проверить эти версии сложно, поскольку даже сейчас Дальние пещеры археологически очень плохо исследованы.

         Как видно из летописи, святые мощи преподобного Феодосия, также, как и многочисленные мощи его учеников, были обретены нетленными. Чувствуя, какое укрепление в вере дает этот факт, большевики, «штурмуя небеса», устроили гонение не только на Церковь, но и на мощи святых. Особенно ими пропагандировались те случаи при устроенных ими кощунственных вскрытиях мощей, в результате которых вместо нетленных остатков в раках обнаруживались «просто» кости. Апломб гонителей как всегда сочетался с их дремучим невежеством. В их представлении мощи святых всегда должны быть нетленны. Но учение Церкви никогда не подразумевало, что кроме костей должна оставаться еще и плоть.

         Объяснение тех многочисленных нетленных останков тел святых, которые были найдены в пещерах монастыря и в других местах их подвигов не в том, что такими они должны быть в результате благочестивой жизни, а в том, что над ними совершился особый промысел Божий. По учению же Православной Церкви мощи могут быть в виде не только нетленных тел, но и костных останков светло-желтого воскового цвета и даже в виде пепла!  Главное, что их «идентифицирует» – это чудеса от них происходящие по молитве верующих. Более того, даже отсутствие от них документированных чудес не является абсолютным препятствием к канонизации святого, которому они принадлежат, если достоверные свидетельства о его жизненном подвиге и заслугах перед Церковью Христовой являются несомненными. Кстати, смысл почитания мощей основывается на учении Церкви о высоком предназначении тел, как храмов Святого Духа. Для христиан тело не является темницей души, как это проповедуют искатели нирваны. Оно будет в преображенном виде участвовать вместе с душою в жизни вечной, и нетленные тела святых прикровенно свидетельствуют о этой истине.

         Говоря о празднике перенесения мощей преподобного Феодосия, нельзя не рассказать о его благочестивой жизни, предопределившей такое почитание святого. Родился он в городе Василеве близ Киева, но вскоре переселился с родителями в Курск, где получил прекрасное по тем временам «книжное» образование. Успехи в учебе были связаны не только с хорошими учителями, но и с сильным стремлением самого Феодосия к чтению, особенно Священного Писания. В душе ребенка оно странным образом соседствовало с нелюбовью к обычным развлечениям детворы и к… богатым одеждам, которые родители предлагали для ношения своему чаду. Ежедневные самостоятельные посещения храма наиболее полно удовлетворяли его желания.

Естественно, что такой настрой отрока очень рано стал причиной его стремления к монашеству. Когда Феодосию исполняется шестнадцать лет, умирает его отец. Властная и «похожая на мужчину» мать отрока не разделяет его стремление в монастырь и пресекает его побег в Палестину вослед идущим туда странникам. Но когда после очередной попытки уйти в обитель Феодосий попадает в Киев к преподобному Антонию, мать не только не может вернуть его оттуда, но и поддавшись уговорам сына, сама постригается в монашество в женском монастыре на Аскольдовой могиле.

         Сам Феодосий не вдруг был принят Антонием в свой монастырь: «Чадо, видишь пещеру мою; она трудна для жизни, место мое тесное. Ты молод, не вытерпишь». Но не тут то было. Феодосий с таким жаром стал исполнять пещерные послушания, что опытные старцы Антоний и подвизавшийся с ним другой монах Никон удивлялись  подвигам юноши. Пещерная жизнь была строга. Ели только ржаной хлеб, по субботам варили сочиво, состоящее из гороха или бобов. Зарабатывали хлеб простым рукоделием, продавая его и покупая на вырученные деньги рожь. Мололи ее сами на ручных жерновах, обрабатывали после обедни землю в огородах, потом трудились в своих подземных кельях. Слава пустынников стала просачиваться за пределы их пещерных жилищ. Стали приходить желающие вступить на их трудный путь. Так вскоре был пострижен в монашество Моисей Угрин (Венгерец), служивший у убитого вероломным братом князя Бориса. Затем стал монахом сын важного сановника при князе Изяславе, что навлекло на преподобного Антония гнев светских властей. Изяслав грозил даже, что если ново постриженный инок не вернется назад, то он сошлет старцев в заточение, а сам сроет пещеру, в которой они подвизались. Если бы не заступничество супруги Изяслава, то не известно чем бы все это закончилось.

         После этого события количество братии увеличилось  и достигло пятнадцати человек. Преподобный Антоний в 1057 году идет на встречу пожеланиям братии и шлет к великому князю людей с просьбой: «Князь мой! Бог умножает братию, а место у нас тесное; не подаришь ли ты нам ту гору, что над пещерой?» После охотного исполнения Изяславом просьбы смиренного отшельника на горе строится церковь Успения Божией Матери. Но монастырь, как таковой был выведен из пещер наружу в годы игуменства преподобного Феодосия. Два пути монашества: отшельнический, аскетический, созерцательный образ жизни Антония и общежительный, «делательный» идеал, которого придерживался Феодосий – как бы соревновались между собой, завоевывая себе сторонников в нарождающемся русском иночестве. Именно Феодосий собственным примером предопределил пути последующего русского иноческого жития.

         Суть подвига основателя общежительного монашества – забота не только о своем спасении и даже не только о воспитании иноков, а и «печалование» о мире и его людях, молитва о них и деятельное им сострадание «во дни торжеств и бед народных». Ради этого игумен бывает во дворе князя, соединяя свои посещения с кротким учительством, ради этого он осуждает насилие, совершенное сыновьями Ярослава Святославом и Всеволодом, вероломно согнавшим старшего брата Изяслава с Киевского стола. Те, овладев Киевом, шлют за преподобным, приглашая его на праздничный обед. Но получают ответ: «Не имам идти на трапезу вельзавелину и причаститися брашна того, исполнь суща и крови и убийства». И при этом Феодосий не боится очень реальных княжеских угроз об изгнании!

         При таком жестком отношении к порокам узурпирующих власть, преподобный не возносится в обыденной жизни и подает своим монахам примеры истинного смирения. Как-то раз возница князя вез припозднившегося в гостях у Изяслава Феодосия в монастырь. Увидев худые одежды игумена, и приняв его за обыкновенного инока, он сказал ему дорогой: «Ты, чернец всегда празден, а я живу в хлопотах и трудах, дай мне отдохнуть в повозке, а сам садись на лошадь». Всю ночь Феодосий ехал верхом или вел лошадь под уздцы, чтобы не заснуть, а «трудящийся» спал в повозке. Утром, уставший спать возница, с трепетом увидел, как вельможи великого князя, двигающиеся им навстречу, слезали с коней и кланялись Феодосию. Ожидая самого худшего, возница въехал в монастырь, но… был обильно накормлен и отпущен с деньгами за «ночное беспокойство».  

         Гроб преподобного Феодосия (символический кенотаф) находится в так называемых Дальних или Феодосиевых пещерах. Протяженность Дальних пещер около трехсот метров. На всем протяжении пещер в особых нишах расположены раки (особые ковчеги), в которых находятся мощи более чем пятидесяти святых. Многие из них нетленны. Особо хочется рассказать о мироточивых главах, находящихся в различных сосудах в особой нише Дальних пещер. Главы каких святых там находятся – неизвестно, есть сведения только о том, что одна из них принадлежит святому первых веков христианства Клименту, Папе Римскому. Главы непостижимым образом выделяют особое вещество – миро, имеющее необыкновенный аромат и, по молитвам верующих, исцеляющее их от различных болезней. В 1988 году ученым Хмелевским Ю.В. в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута был проведен химический анализ мира, который не смог объяснить феномен мироточивых глав. Но в составе мира было обнаружено высокое содержание белка, характерное лишь для живых организмов! За многолетнюю историю чудотворных глав миро не выделялось ими лишь в советское время, что объясняется достаточно просто. Чудо – это ответ на молитву, на обращение человека к Богу, либо к Его угодникам. Отвернувшемуся от Бога человеку чудо не нужно, оно не оживотворит его. А ответ на искреннюю молитву всегда есть, даже если мы его пока не понимаем.