Праздничные проповеди от Пасхи до Троицы

№ 62, апрель 2010. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Еще в ветхозаветных псалмах царь и пророк Давид недоумевал: от лица Божия куда убегу? Взыду на небо — Ты там, сниду во ад — и там Ты, возьму крылья и переселюсь на край земли — и там рука Твоя настигнет и наставит меня. Несколько столетий спустя Христос сошел во ад. Что же здесь удивительного?
Удивительно, что Он вышел из ада, и вышел Победителем! Одолел сатану, вырвал жало у смерти, разорил и опустошил преисподнюю, наполнил рай ликованием!
Дьявол знал, Кто есть Сей Вифлеемлянин. Просто в непомерной гордыне и слепой злобе жаждал отмщения, искал реванша и встретился с Ним в Гефсимании и на Голгофе. Никто и никогда не видел величия Сына Божия столь беспомощным и бессильным, столь поруганным и израненным...
Враг был так близок к успеху!
Но в чреве своем он встретился не с жалким человеком, а с Всемогущим Богом. Господь вошел чрез тесные врата смерти во адово чрево и вышел через те же, но уже разрушенные врата. Мрачный гроб воссиял Живоносной радостью, мрак уступил свету, злоба — добру и примирению.
Итак, Пасха — это победа над грехом, проклятием и смертью. Это победа Божия, усвоенная нам. Победителями в Пасху являемся все мы. Христос как Совершитель этой победы дарит ее нам на радость вечную.
Отложим нечистоту и свары, блуд и чревообьядение, сребролюбие и гордыню, воскреснем из мертвой хватки этих страстей, явимся победителями собственной лени и косности, только для того чтобы стать счастливыми! Небо ликует, ад поруган, а земля? Земля озарена светом Воскресения. На землю сошел Спаситель, на земле Он воскрес, с земли Он взошел на небо.
Земля — место, откуда начинается наше восхождение в Рай. Желая всем пасхального ликования, хочется, чтобы ощутили его как можно больше людей на свете. А это во многом зависит от нас. Научились ли мы возделывать эту радость, хранить ее и делиться ей? Пусть наши ближние будут счастливы сегодня вместе с нами, пусть все почувствуют радость от сопричастности этой вселенской победе над смертью. Пусть это сердечное ликование разнесется по миру миллионами добрых дел и миллиардами пасхальных приветствий: Христос воскресе!

№ 8, апрель 2004. НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
В третье воскресенье по Пасхе вспоминаются спутницы земной жизни Спасителя — святые жены-мироносицы. Это те, кто был свидетелем Его земного прославления и Его земного позора, кто стал причастен этому позору, кто стоял недалеко от Голгофы, видел все и ничем не мог помочь.
А потом была ночь и день субботний, когда по заповеди надлежало быть в покое. Но закончилась суббота, наступила новая ночь, ночь нового дня, и жены поспешили ко гробу, чтобы принести свое последнее служение Распятому.
То, чему через несколько минут они стали свидетелями, изменило ход всей человеческой истории, перевернуло все наши представления о жизни и смерти, о грехе и покаянии. Свидетельство было разнесено по всему миру. Свидетельство это нашло приют в сердце всякого благонравного человека.
Свидетельство это — ликующая радость, переполняющая сердце. Свидетельство этоликующее приветствие: «Христос воскресе!» Наступила Новозаветная Пасха, Пасха Христова.
Но почему именно они? Почему не апостолы, не книжники, не Пилат, не воины? Почему именно их Господь избрал тайнозрителями Своего Воскресения? Простота, преданность, простодушная жертвенность отвалила им камень от двери гроба и сделала их участниками славы Христовой.
В этот день мы поздравляем всех жен-христианок. Кто, как не женщины с их чутким сердцем, способен ответить на любовь любовью, на радость — радостью, на Жертву жертвенностью без рассуждения, без оглядки, без саможаления. Сегодня, когда оскудевает в мире любовь, когда все меньше жертвенного порыва, верность, отзывчивость, сострадание, целомудренная стыдливость остаются естественными свойствами женского сердца.
Мы поздравляем наших прихожанок и всех христиан с Православным женским днем.
Желаем приумножения благодати и духовных даров, приумножения радости и любви.
Молитвами святых жен-мироносиц, Господи, помилуй нас!

№ 63, апрель 2010. НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
Жены рано ко гробу приходят, неся в небольших сосудах миро для поМазания Мертвеца.
Никодим и Иосиф уже все исполнили, но это было утаено от мироносиц. По особому смотрению Божию это было скрыто от них. Только не от Богородицы, которая Сама участвовала в погребении.
Она же, по мнению древних отцов Церкви, была у гроба и в ночь Воскресения.
Что мы знаем о Мироносицах? Сколько их было: четыре, пять шесть? Как их имена? Как и кто услышал первую весть о Воскресении? Знаем одно: первой стала Мария Богородица.
Жены принесли миро, чтобы совершить необходимый обряд погребения. Это было внешней необходимостью. Так же и Марфа служила некогда Христу, хлопоча и накрывая на стол... Господь не нуждался ни тогда в застолье, ни теперь в помазании. Не нуждался Господь в этом знаке внимания со стороны женщин. Но сами женщины нуждались в этом служении. Господь принял его и явился им Сам. А мы нуждаемся в богослужении? Ведь не Богу нужны наши церковные службы, а нам. Не Богу нужен наш пост, а нам. Нам же необходимы и земные поклоны, и домашнее молитвенное правило, и внимательность к своему сердцу и к ближнему. Здесь мы становимся похожими на них — на святых жен-мироносиц — в их желании, искреннем и горячем, всегда быть рядом со Христом.
Удел женщин-мироносиц: забота, тревога, трепет, служение Христу, слезы, разлуки и расставания, смертный ужас и радость встречи с Воскресшим Господом. В самом таинственном моменте служения Христа нашему спасению — в Его смерти — послужили мироносицы Господу. Истощание Бога, непостижимое умаление Его даже до креста и погребения, мрак ночи, тяжесть камня над гробом, оставленность всеми... Никто бы не смог выдержать величия Божия в эти минуты. Но мироносицы в простоте и кротости приходят ко Гробу. Оставленный всеми, знает Господь сердце Своих мироносиц, слышит их тихие шаги ко гробу, видит их трепетные слезы, удивляется их верности и возвещает им первым: Я воскрес, как и говорил вам! А теперь спешите, расскажите моим чадам, друзьям и братьям, — скоро увижусь с вами! Гроб становится Живоносным, ночь — светлее дня, горечь смертной разлуки — божественной радостью Встречи!
Если бы не мироносицы, апостолы вряд ли бы вообще узнали о пустом гробе и нетронутых пеленах. Вряд ли наперегонки бежали бы к месту погребения, чтобы увидеть и уверовать (ср.Ин. 20.8). Мироносицы разбудили апостольскую веру. Предтеча некогда готовил людей к встрече Господа, а мироносицы готовили апостолов к встрече с Воскресшим Христом, Ведь именно они устыдили апостолов. Именно они собрали их всех вместе, именно они поддержали первую апостольскую общину — Церковь, не позволяя им расходиться и разбредаться каждому по своим делам. Теперь у них была общая радость, общее дело, общее служение. Мироносицы встали у истоков Церкви. Они придали первой церковной общине дух Христовой семьи. Теперь все христиане — братья, и общий дом у них — Церковь, а служат и накрывают на стол гостеприимные мироносицы – радостные, светлые, ликующие, встречая всякого входящего на этот пир: Радость наша, Христос воскресе!

№ 49, ИЮНЬ 2008.ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
В продолжение 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос много раз являлся ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о Божественных истинах Своего учения, о которых они должны были возвестить всему миру.
Наступил последний день видимого пребывания на земле Господа нашего Иисуса Христа. Появившись, как всегда, неожиданно, Иисус в прощальной беседе сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь пообещал: «Я с вами во все дни до скончания века». Затем Иисус вывел их из города и повел н а Елеонскую гору. Поднявшись на вершину, Господь остановился. Остановились и ученики. Подняв руки, Господь благословил их и стал подниматься от земли, возноситься к небу. Скоро светлое облако совершенно скрыло Его от взоров апостолов. Потрясенные, склонились они в благоговейном поклоне и стояли потом долго, грустно глядя в опустевшее небо. В столь неожиданном разлучении с Учителем Господь не замедлил утешить Своих учеников. Тотчас явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, что Иисус придет к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на небо. В состоянии небывалого духовного подъема посланники Господа возвратились в Иерусалим. Здесь апостолы, пребывая в молитве, стали ожидать исполнения слов Спасителя — сошествия на них Святого Духа, который должен был дать им необходимую силу для совершения великого дела, дела их жизни — проповеди учения Христа всему миру.

№ 10, май 2004. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
День Святой Троицы заключительный праздник Пасхального цикла богослужений. Некогда в Сионской горнице в Иерусалиме произошло непостижимое событие — в виде огненных языков благодать Святого Духа почила на апостолах. Апостолы стали единой Церковью Божией. В этот день к Церкви приложилось более трех тысяч человек.
В таинственных вещаниях апостолов каждый слышал свой родной язык. Одним казалось, что апостолы пьяны, другие просто недоумевали; тогда Петр возвестил всем собравшимся слова древнего пророка Иоиля о Духе Святом, Который должен излиться на чад Божиих. И с этого дня «всякий, кто п р и зовет и мя Господне, спасется» (Иоиль 2,32).
День Пятидесятницы — день рождения Церкви. Церковь не человеческая организация, а Богочеловеческий организм, который живет Духом Святым.
«Представьте на минуточку, что вы стоите в грязной и душной комнате, чувствуя сильное раздражение. Вы открываете окна, впускаете струю свежего воздуха и сразу успокаиваетесь. Так и Святой Дух. Как воздух, Он веет и на землю, и на Небо, и пребывает везде и дает умиротворение и жизнь мертвым, вплоть до дня Второго Пришествия.
Итак, мы все есть Церковь. Все Божество склонилось над нами, с особой заботой — Пресвятая Богородица, Матерь Божия, любящая нас» (Архимандрит Эмилиан).
Дух Святый сегодня должен коснуться нас: «Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, по крайней мере тайною искрою огня Своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия» (Свт. Филарет Московский).
Сегодня мы постарались говорить о празднике словами святых, поскольку в них ощутимо и деятельно пребывала благодать Духа Святаго Божия, стяжание Которого и является целью нашей с вами жизни.

№ 31, 11 июня 2006. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Две тысячи лет назад шумом бурного ветра и пламенеющими языками огня Святый Дух вошел в ткань мира, не слившись с ним, но оставшись среди нас. Дух Святый — это абсолютная подвижность. Это всегда движение, рост, устремленность, выход за пределы стихий мира, прорыв через смерть, смертность, тленность к небесной широте, простору и беспредельному ликованию. Поэтому христианство есть путь, христианин не может сказать «я прочитал Евангелие, я стал христианином». Жизнь христианина — всегдашнее становление, Евангелие — всегдашнее переживание. Мы, христиане, должны постараться стать истинными христианами.
Дух Святый явился в шуме ветра и огня, чтобы явить Свою неотмирность. Но как ветер наполняет собой все пространство и огонь обжигает прикасающегося к нему, так и Дух Святый, везде сый и вся исполняяй, обжигает человеческое сердце, новотворя и преображая истлевшее грехом наше естество.
Божественное дело нашего спасения завершено. Мы удивлялись благовестию Небесного Ангела Богоотроковице Марии в Назарете, умилялись рождению Богомладенца в вифлеемской пещере, существовали Христу в Его земном странствии, созерцали его предивные знамения и чудеса, вслушивались в Его божественные поучения и притчи, вместе с Ним наслаждались Фаворским светом, ужасались воскрешению Лазаря и восхождению Господа Иисуса на Голгофу, от горя плакали вместе с ангелами в Великую Пятницу и от радости плакали с женами-мироносицами в ночь Воскресения, с учениками были на Елеонской горе и видели возносившегося от нас Христа.
Но это все был путь Христа, одинокого могучего Царя, Владыки земли и неба, вернувшегося к Себе домой, а нас оставившего вновь оплакивать свое сиротство. Апостолы пребывали в недоумении и растерянности, богословы и философы вопрошали, да и любой вдумчивый человек спросит — как искупительный подвиг Христа становится спасительным для человека? Если умер и воскрес Христос Иисус, то почему обновляется наша жизнь? Грешим мы, а казнят Христа. На кресте страдал и умирал Иисус, а исцеляемся и оправдываемся мы. Воскресает Господь, а обновляется мое естество. Возносится плотью Иисус, а мы получаем небесное гражданство? Через десять дней,в день Пятидесятницы, Бог вновь посетил человечество, разрешив все древние недоумения, оставшись с нами уже навсегда. Опыт Святой Апостольской Православной Церкви, опыт жизни святых дает ответ на этот непростой вопрос. Искупительный подвиг Христа усваивается человеку Святым Духом. Святый Дух, пребывая в мире, творит животворные токи благодати, которые не дают окончательно погибнуть миру и воссоздают падшее естество человека.
Эта новая благодатная жизнь есть жизнь Церкви. В Церкви ощутительно пребывает божественная благодать. Только в Церкви и с Церковью человек может достичь полноты божественного совершенства. Святая Церковь — хранительница божественных сил и божественных энергий; Церковь — источник божественной жизни и божественной радости; Церковь — единственное учреждение на земле, сохраняющее мир от окончательного нравственного разложения и гибели.
Праздник Пятидесятницы — день рождения Христовой Церкви. Это день дарования нового божественного закона, закона жертвенной любви и благодати. День Святой Троицы — это день завершения божественного плана нашего спасения. Дух Святый усваивает нам плоды Христовой жизни, Господних Страстей, Воскресения и Божественного Вознесения. С этого дня становится возможной человеческая святость.

№ 37, 17 июня 2007. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Этот праздник именуется еще Днем Сошествия Святого Духа на апостолов. Это один из великих праздников Православной Церкви. Праздник полноты благодати. Все храмы в этот день благоукрашены цветами и зеленью. Лето вступает в полную свою силу.
Историческое событие, легшее в основу праздника, произошло в Иерусалиме через 50 дней после Пасхи, после Христова воскресения. (Отсюда еще одно название праздника: Пятидесятница). В этот древний праздник все иудеи собирались в столицу вспомнить дарование Богом через Моисея Закона. По-нашему — это день Конституции, или день Независимости народа. Т.е. главный государственный праздник.
Но этот день стал также днем рождения Христианской Церкви. Церковь как собрание, или СОБИРАНИЕ всех людей для поклонения Богу. Поэтому и говорили апостолы на разных языках, привлекая ко Христу все народы земли, в противовес разделению народов при строении Вавилонской башни. Дух Святый видимым образом сошел на апостолов и создал из немощной, малочисленной и растерянной апостольской общины — Всемирную Церковь Божию, которую не смогут одолеть ни гонения, ни ереси и расколы, ни грехи и злоба человеческая, ни сами врата ада... И она до скончания века призвана будет свидетельствовать о Христе и Его заповедях, о вечной жизни и Небесном Царстве. Церковь, как живой организм, с сегодняшнего дня становиться хранителем и возместителем благодати, явленной во Христе. Церковь становиться не просто свидетельницей жизни Христовой, но САМОЙ ЭТОЙ ЖИЗНЬЮ. Жизнь Христова и есть Церковь, Церковь — как дляигаяся на земле жизнь Христова, длящаяся до «скончания века».
В День Пятидесятницы соединились все народы в едином богопоклонении. Сегодня вновь соединяются человеческие сердца. Теперь, в Церкви, у всех одна душа и одни уста, т. к. Бог - есть Любовь, и единение всех в этой любви — исконная мечта человечества, реализуется в жизни христианина, оживляемого церковными Таинствами.
На следующий день празднуется День Святого Духа. Это Третья Ипостась Неразделимой Троицы. Отец благоволит, Сын творит и созидает, Дух животворит. Человеческое собрание в Духе являет торжество Жизни и праздник Любви. Человеческое сердце преизобилует благодатью. Поэтому в следующее воскресение празднуется память Всех Святых. Освященное Богом человечество приносит ему плоды святости.
Будем умолять милосердие Божие не лишиться и нам этих плодов, не подвести святых, дерзновенно молящихся за нас. Спасение не в человеческих силах, но в руках Божиих, и зависит от нашего усердия.
Сам Дух Святой, пребывающий в Церкви просит за нас Бога, «глаголами неизреченными». Без покаяния нет примирения, без труда нет утешения. Потрудимся, чтобы возрадоваться.


№ 49, ИЮНЬ 2008. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
В праздник Святой Троицы в наших православных храмах необыкновенно красиво. Они украшены молоденькими деревцами березок, зелеными ветвями, травой и цветами.
Святая Троица - это Единый Бог в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Так мы и воспеваем в Символе православной веры на каждой Божественной литургии.
Откровение о Трех Лицах Единого Бога было явлено людям не одновременно, не сразу. О том, что есть Бог Отец, люди на земле знали давно, многие века и тысячелетия. О Втором Лице Святой Троицы - Боге Сыне - люди узнали, когда от Девы Марии две тысячи лет назад родился Иисус Христос. А откровение о Третьем Лице - Духе Святом - было явлено людям в день Пятидесятницы, ветхозаветного иудейского праздника. О том, как это произошло, можно узнать из «Деяний святых апостолов» Нового Завета.
«При наступлении дня Пятидесятницы, все они (то есть апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Святым Духом апостолы получили дар говорить на разных языках. Люди, с которыми стали разговаривать апостолы, когда вышли из Сионской горницы, изумлялись: откуда у вчерашних простых рыбаков такие способности. И все удивленно спрашивали друг друга: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?». Конечно, этот дар был дан Господом Своим ученикам не случайно. Дело в том, что отныне они становились Божьими посланниками. Они должны были идти во все концы земли проповедовать Слово Божье, утверждать Церковь Божию на земле, чтобы каждый человек мог спастись. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, - сказал Господь. - Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Апостолам поручалось, как добрым пастырям (пастухам), собрать всех овец Христовых - всех Божьих людей - в одно стадо.Каждый, кто стремится к Истине, мог стать членом единого целого - Христовой Церкви. Ведь само слово Церковь означает собор, собрание. Именно поэтому День Пятидесятницы христиане считают днем рождения нашей Святой Церкви. Вот с этим днем рождения Церкви мы все и поздравляем сегодня друг друга.
Христовы апостолы, просвещенные Святым Духом, стали первыми священниками новой Церкви. Они передавали благодать священства своим преемникам, те - своим, и так уже целых две тысячи лет до сегодняшнего дня. Это значит, что нынешние священнослужители православной Церкви являются преемниками первых апостолов, и на них, так же, как на апостолах, почиет Святой Дух.
Обратите внимание: Святой Дух сошел на учеников Христовых в виде огненных языков. Почему именно так? Почему Третье Лицо Троицы являет Себя в виде огня? Это символ того огня, который должен возгореться в душе каждого верующего человека - возгореться любовью к Богу. Это знак того,
что весь человек должен переродиться, стать новым, стать настоящим христианином.
Следующий после Троицы день посвящен Пресвятому Духу. И поэтому его называют Духовым днем. В молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. Возрадуемся и мы, ведь Господь всегда с нами!

№ 56, июнь 2009. ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
В пятидесятый день по воскресении Христа из мертвых в дыхании бурного ветра и в виде огненных языков сошел на землю Святый Дух. Сошел на тех, кому был обетован. И ветер (особенно бурный), и огонь (особенно пламенный), очищают и обновляют человека, сметая и сжигая весь мусор и нечистоту, всю грязь и всю скверну. Те, кому обещал Господь послать Святого Духа, были предуготовлены к веянию благодати и горению Духа. Их пришел и очистил Господь. Они были малодушными — стали мужественными, были тщеславными – стали служить всем для спасения хотя бы некоторых, были самонадеянны – стали дерзновенны... Невозможно перечислить достоинства апостолов после принятия ими благодати Святого Духа. Эта благодать не покинула Церкви Христовой с уходом апостолов, она пребывает среди нас и поныне.
В день Святой Троицы мы не только вспоминаем это поразительное историческое событие, но и празднуем день рождения Церкви Божией, Святой, Соборной, Апостольской!
Как река из малого русла через устье впадает в океан и отдает свои воды безбрежному простору, так и человеческая жизнь направляется Божественной благодатью, сначала ограничивается строгим укладом и заповедями, регламентом и правилами, а затем переходит в Вечность, которая не отменяет правила, но раскрывает их вечный, изначальный смысл. Так кормчий, хорошо усвоивший морскую науку на малой воде, и в океане бывает успешен, и благополучно достигает цели, а нерадивый капитан скоро гибнет и губит свой корабль в открытом море, так как в океане правила выживания более суровые и абсолютно бескомпромиссные... Здесь слышится простая аналогия с нашей жизнью и евангельскими заповедями. Эти строгие рамки послушания Богу трудны нам только здесь, на земле, а в Вечности они раскроют перед нами всю полноту блаженной жизни, или закроют для нас восхождение к Свету раз и навсегда. Но нам нельзя погибнуть, за нас уплачена дорогая цена — Христос пролил Кровь на кресте. А чтобы мы имели все средства к спасению, Господь нас ввел в Свою Церковь.Апостольская община в день Святой Троицы становится Христовой Церковью. В эту Церковь входим и мы с вами. Эта некогда малая речка благодатной жизни Христа с учениками превращается в день Пятидесятницы в бескрайний простор жизни человечества во Святом Духе.
Итак, Церковь — это облагодатствованное человечество, Боголикое человечество, как выразился арх. Иустин (Попович), это Дух Святый, живущий на земле уже 2 тысячи лет, это райские двери, это начало и порог Вечности, это вера не для земли, а для неба, и не для земных радостей, и для небесного ликования!,.
Древний богословский вопрос о границах Церкви сегодня не просто неуместен, но теряет свою актуальность и смысл. С одной стороны, Церковь — это общество святых, но с другой стороны, призыв к покаянию и спасению обращен ко всем людям, ко всему человечеству. без изъятия. Для Благовестия нет границ, но спасающихся немного... Почему? Потому что не все вмещают. Мы, чада Церкви Божией, вмещаем ли в себя полноту благодати? соизмеряем ли безмерность любви Божией?
Кажется мне, что задача каждого христианина на земле – расширить свое сердце до способности вместить Святого Духа Божия, предуготовить его и преобразить благодатью.
В этом празднике есть все: и Рождество, и Пасха, и Крещение, и Преображение... Потому и символизирует он полноту. Зрелость, силу, совершенство, мудрость и благодарность. людей к Богу и друг к другу. Мы сегодня стали одно целое с Богом и друг с другом. В храме и дома мы поем и читаем одни и те же песнопения и молитвы, причащаемся из одной Чаши, читаем одно Евангелие. Этот дар единства — Божий дар, мы не можем пренебрегать им.
И сегодня, вспоминая рождение Церкви Божией, сочувствие Святого Духа на апостолов, вспомним и Ту, на которую Дух Святой сошел раньше и прежде всех: Богоматерь, как особо избранную Всесвятую Личность. «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя» — сказал Богоотроковице Божественный Архангел. Силою Духа родила Она Христа Господа Иисуса, силою Духа стоит и красуется Церковь Божия, прославляющая и прославляемая Богородицею, Силою Духа спасаемся и мы с вами, молясь Всесвятому Духу: «Приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

№ 65, май 2010. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Праздник Святой Троицы — вселенское событие и священнейшее переживание.
К священному смыслу празднуемого события можно прикоснуться с очень разных сторон.
Попробуем заглянуть в сокровищницу благодати, вместилище сокровенных смыслов — Православное Священное Предание, хранимое и возделываемое Духом Святым.
Эти «разные стороны» праздника назовем разными углами зрения. Итак:
Догматический. Троица познается в Единице, а Единица — в Троице. Здесь социологические категории, принимаемые сердцем верою и по благодати Божией. Бог Сам открывает Себя людям, как Бог Троица. Единство Божественной Сущности созерцается в любви Отца, Сына и Духа, но разность Ипостасей — Безначальность Отца, Рожденность Сына и Исхождение Святого Духа-познается благоговеинством разума.
Исторический. В день Пятидесятницы в виде огненных языков и в шуме бурного ветра в Сионской горнице — месте собрания Учеников Христовых произошло схождение Святого Духа. Еврейский праздник Пятидесятницы был праздником Синайского Законодательства. Моисей вручил Израилю богоначертанные скрижали Закона. Эти Десять Заповедей теперь написаны в сердце всего человечества. В этот день Христово Собрание Учеников — Церковь — получает Новый Закон. Закон духовного делания, Закон благодатного Утешения во Христе.
Харизматический. Дух Святой — раздаятель Даров. Бог наполнен Жизнью и Силой. Эта Жизненная Сила раздается в благодатной причастности Святому Духу, в Церкви. Дары духа – во-первых: Евхаристия, далее: Евангелие, Церковная Иерархия, чудотворения и мученичество, Богословие и богослужение, благочиние и благочестие, страх Божий и священный трепет, радость и мир о Духе Святом. Любовь между учеников Христовых и, вообще, все созидающие энергии.
Экклезиологический. Отец — благоволил, Сын совершил наше спасение, Дух оживотворил Церковь Божию как новый богочеловеческий организм, действенно являющий плоды Спасительного подвига Иисуса Христа. Это День рождения Церкви Христианской. Церковь Божия хранительница всех обетований Божиих, Мать всех кристиан, Училище благочестия, Врата Вечной Жизни, Рай на земле. Церковь – сокровищница благодати и Даров Святого Духа. Здесь каждый может вырасти в меру полноты возраста Христова, восходить от славы в славу, созерцать ангелов восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. Церковь — начало освящения человечества. Поэтому христианин, пребывающий в Церкви, должен быть святым, он является начатком спасаемого человечества. В Церкви Духом Святым совершается Причастие Тела и Крови Христа Спасителя.
Сотериологический. Святая Троица основа нашего спасения. Спасение возможно только во Святом Духе. Только благодаря схождению Святого Духа на апостолов все древние обещания Бога о спасении человечества и введении его в Землю Обетованную получили свое исполнение и историческое оправдание и осмысление. Христианская святость — чрезвычайное и уникальное явление в истории человечества — стала возможной только через причастность Святого Духа в день Пятидесятницы. Спасение человека и причастность его Святому Духу, а также действования Святого Духа в этом человеке и через него так же нераздельны, как жизнь человека и его дыхание.
Пневматологический. Ни в одной религии мира нет учения о Святом Духе. Ни одно человеческое или религиозное мировоззрение не знает Преображения и обожения. У святых отцов Церкви, живших в Святом Духе, есть глубочайшее раскрытие человеческого сердца и действия на него благодати Духа. Таких отцов Церковь именует Богословами: Иоанн, Григорий, Симеон...
Аскетический. Зная человеческое сердце, Церковь богодухновенными устами святых отцов указует деятельный путь к стяжанию Духа Святого Божия. А прп. Серафим так сформулировал и цель христианской жизни. Через исполнение заповедей, участие в Таинствах церкви человек становится Причастником и вместилищем благодатных даров Святого Духа. Здесь — необходимость постов, поклонов, молитвенных правил, всего того, что так трудно понимается мирским сознанием и против чего так восстает расцерковленный мир. В свете духовной жизни становятся понятными затворничество, столпничество, молчальничество, мученичество, старчество...
Мистический. Со дня Святой Пятидесятницы для человека стало возможно обожение. Это состояние предельного богообщения и миросозерцания. Когда подвижник видит Бога в себе, а себя — в Боге, когда весь мир преображается под действием благодати и становится пасхальной радостью. Это происходит исключительно действием благодати Святого Духа на сердце подвижника. Никакие человеческие подвиги и усилия не способны приблизить или отдалить от нас это состояние. Это Дар Духа Божия человеку, ищущему эту величайшую святыню и готовому продать все, что имеет и приобрести эту бесценную жемчужину Духа.
Эсхатологический. День схождения Святого Духа на апостолов — это день свершения и исполнения древних обетований Божиих. Это день явления Божественной Любви. Это последний день мира. Бог создал мир за шесть дней. В Седьмой день Бог почил от всех дел своих, а Восьмой день — день вечности, день Преображения мира и творения, день его спасения. День невечернего Света наступает, и уже не кончается, с момента причастности Духа Святого человечеству, который и наступил в день Пятидесятницы. Этот день есть Начало и Конец. Альфа и Омега. Конец старого мира и начало Новой нескончаемой жизни в Боге, во Христе и в Духе Святом.
Ангелы и святые на небесах, Церковь и люди на земле славословят Бога трикратными возглашениями и славословленьми. Благодатный источник радости – Церковь Христова – явлена и доступна всем. Троическое поклонение и полнота благодати обоживает и преображает каждого человека и весь мир.
«Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 28-29).