Праздничные проповеди от Троицы до Преображения

№ 66, июнь 2010. ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
В Русской Церкви память русских святых празднуется с 1918 г. Точнее, празднование установлено. А сама их память стала отмечаться только с 60-х годов, когда епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) составил службу Всем Русским Святым.
Теперь мы знаем, что совершение памяти всех русских святых невозможно было ни в 20-е, ни в 30-е, ни в 40-е годы. В это время совершался Исход русской культуры и русского человека из Русской земли. Но где бы ни оказался русский человек в годину испытаний и лишений, над ним всегда распростиралось русское небо, и русские святые всегда взирали на его сердце. Поэтому памятью и молитвами русских святых мы только и можем оставаться причастными этому великому сонму русских подвижников: благоверных князей и мирян, монахов и святителей, отшельников и юродивых. Их не был достоин и целый мир, хотя они и скитались, и прятались от людей. Жили в лесах и пустынях, во дворцах и палатах, на полях сражений или в чужих землях, в плену и в странствии, но всегда со Христом.
Так возлюбила Русская земля Евангелие, что именоваться русский народ стал народом-Богоносцем. Так ярко и отчетливо отпечатлелся на челе русского человека лик Спасителя, что Русь стала именоваться Святой!
Но разве раем стала Русская земля? Она стала полем битвы между добром и злом. Место битвы - сердца человеческие (по выражению нашего духовного писателя Ф. М Достоевского). Проиграна ли эта битва русскими святыми и русским народом? Ответ даст История. Сегодня она еще не закончена. Это мы с вами, вместе с русскими святыми и своими детьми и внуками, со своими отцами и дедами должны будем встать перед Богом и дать ответ — чьи мы? Други ли мы Великому Князю Владимиру Красну Солнышку, который призвал дружину свою на Днепр, чтобы креститься? Помним ли мы завещание Великого Князя Владимира Мономаха своим чадам? Послушники ли мы прп. Великого Сергия? Понимаем ли язык «рублевской» Троицы? К нам ли обращен призыв на обороте этой иконы «Да будут все едины, якоже и Мы». В наших ли просторах подвизались Нил Сорский и Паисий Величковский? На нашей ли земле основаны великие Лавры: Киевская, Почаевская, Сергиева? Москва — это златоглавая столица или богоборческий Вавилон? А Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения - жители нашего Санкт-Петербурга или чужой, ушедшей Руси? К нашим царям обращались юродивые со словами обличения и вразумления? В конце концов, наши ли храмы разрушали богоборцы и оскверняли хулиганы и наших ли отцов и дедов мучили и расстреливали в лагерях за имя Христово?
Все эти вопросы не праздные. Память Русских святых — это именины и Пасха Русской земли, это память наших сродников по плоти!
Мы очень хотим, что бы они признали нас родными, что бы не оставили нас, не отвернулись ...
Святые Земли Русской, молитесь за нас!

№ 11, июль 2004. СВЯТЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Память Первоверховных апостолов Петра и Павла совершается в день их преставления ко Господу, 29 июня (12 июля). Знаменательно, что столь разное служение двух великих апостолов Христовых завершилось в один и тот же день с разницей в один год.
«Итак, отложив всякую злобу, и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2,1-3). Слова ап. Петра через столетия обращены к нам с вами. «Чистое словесное молоко» — это слова благовестия о воскресшем Христе. Спасение наше начинается с вчитывания в слова Священного Писания.
Апостол Павел, меньший из апостолов, но больше всехпотрудившийся (ср. 2 Кор. 11,23), «восхищен был до третьего неба... и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4), и никогда не превозносился. Имея чрезвычайные откровения от Бога, он окормлял все Церкви. Послания ап. Павла составили основу Новозаветного канона. За Божественной Литургией мы часто слышим слова, некогда произнесенные ап. Павлом и ставшие неотъемлемой частью православного богослужения.
Испрашивая молитвенного предстательства святых апостолов Петра и Павла, потрудимся сегодня на ниве благовестия. Содержанием нашего благовестия должна стать не наша праведность или даже авторитет Церкви, а Сам Христос, Бог Живой и Действующий в каждом из нас.

№ 12, август 2004. УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Успенский пост установлен Церковью с самых ранних, апостольских, времен. Он является подготовкой к двум великим праздникам - Преображению Господню и Успению Пресвятой Богородицы. Известно, что, готовясь к своему отшествию в вечность, Матерь Божия усердно постилась. И Ее отшествие на Небо стало для нас примирительным. Ведь до этого смерть воспринималась как возмездие и наказание за грех, отлучающая нас и от родных и от Бога.
Матерь Божия взошла на Небо как Невеста, обрученная Богу, Своею чистотою превзойдя Ан сельскую чистоту. Поэтому Она и постилась, готовясь к встрече со Своим Сыном и Богом. В этом посте была надежда и радость о грядущей Встрече.
Когда постимся мы накануне Успения Божией Матери, то не только испрашиваем Ее ходатайства о нас, но и сами готовимся к своему отшествию от земли, готовимся к возвращению в наше утерянное небесное Отечество. Когда настигнут нас посмертные мытарства, не будет более сильной Заступницы за нас, кроме Божией Матери, Пресвятой Владычицы Богородицы Девы Марии.

№ 12, август 2004. ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Преображение Господне — одно из величайших событий в истории человечества. Явив для своих Апостолов несказанный свет на святой горе Фаворской, Господь не просто напомнил человеку о его первозданном состоянии, но позвал его к такому же преображению, дал ему силы к преображению, оставил свет Своего преображения, на помрачневшей, помертвевшей от греха земле. Поэтому Преображение Господне это наша человеческая задача. Напомним, что Господь называл Своих апостолов учениками.
Чтобы нам успешно выполнить это задание, надо разобраться в причинах нашего отпадения от Божественного Света. («Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?» - Мф. б,23) Причина внутреннего разлада — закон греха, действующий в нас. Не добро творю, которое люблю, а грех, который ненавижу (ср. Рим. 7,15). Этот разлад разделил всего человека — душу и тело, разум и мысли, чувства и желания, намерения и стремления.
Чтобы вернуться ко Христу, одного усилия воли недостаточно. Необходима благодать — Божественная сила, оживляющая и преображающая наше естество. Но и одна благодать без наших усилий ничего не сделает. Нужно соработничество Бога и человека. Слово Божие действенно и сильно в нас, если мы его принимаем всем сердцем своим и всем своим помышлением. Церковь Божия — Живой Богочеловеческий организм. В Церкви живет слово Божие, в ней происходит встреча Бога и человека на непостижимой глубине Божественного милосердия и высоте человеческого порыва. Церковь и есть место Преображения — Святая гора Фавор.
Находясь в лоне Святой Православной Церкви, христианин имеет утешения и радость Богообщения. Для него отверсты двери Рая. И если приходится порой терпеть тесноту и скорби, то это теснота и скорби восхождения на вершину Божественной горы радости, Света и вечного блаженства.

№ 33, 19 августа 2006. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
«О пресущественная, пребожественная и преблагословенная Троица, христианского богомудрия наставница! Вознеси нас на неведомую, пресветлую и высочайшую вершину познания Священнотайного Писания, где совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия открываются в пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к духовному просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым сиянием!»
Да будут всегда таковы наши молитвы! Об этом молился сщмч. Дионисий Ареопагит. Ему же принадлежат и следующие строки: «Вот и божественный Варфоломей утверждает, что Богословие многозначно и — недомыслимо, а Евангелие — величественно, велегласно и в то же время немногословно...» Евангелие — это откровение о Боге и откровение о человеке. О Богочеловеке Иисусе Христе. Евангелие не просто говорит о Христе, и Христос не просто говорит через Евангелие, но само Евангелие есть Христос. Читая Евангелие, мы прикасаемся ко Христу. Все евангельские заповеди уже звучали ранее, в разные времена и в разных народах, но не было Христа как Богочеловеческой Личности, открывшей нам Небо, явившей нам истину о Боге и человеке. Бог стал как мы, чтобы мы стали как Он. На Фаворе Спаситель стал Светом, Неприступным, Божественным, Нетварным. Апостолы не могли смотреть на Него, они были ослеплены Светом, ничего не видели, закрыли лица руками и пали ниц. Светлое облако покрыло их всех, и раздавшийся из него глас Божий указал на возлюбленного Сына, повелевая слушать и слышать Его и следовать за Ним. Из этого светлого Мрака на Фаворе апостолы услышали самое главного любви Бога к Сыну, о любви Божией к человеку и о том, что эта любовь — Любовь Распинающаяся. Распинаться Она будет до скончания века, пока человек не будет охвачен и пронизан потоком Божественного Света.
Тот же священный тайновидец Дионисий говорит: «Божественный Мрак — это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании (1 Тим. 6, 16), пребывает Бог. А поскольку невидим и неприступен Он по причине Своего необыкновенно яркого сверхъестественного сияния...», достичь Его может только тот, кто Его познал через тщательное исполнение заповедей и жизнь по совести, жертвенное отношение к ближнему и целомудренное к себе. И наоборот — кто блюдет свое сердце от всякой нечистоты и неправды, тот наслаждается лицезрением в себе светлого простора и неизреченной Божественной радости.

№ 40, 19 августа 2007. ДА ВОЗСИЯЕТ И НАМ, ГРЕШНЫМ, СВЕТ ТВОЙ ПРИСНОСУЩНЫЙ
Праздник Преображения Господня в народе называют Яблочный Спас. Да, действительно красочное и радостное зрелище являют собой наши храмы, когда сходится в них народ с плодами для освящения. И дети вспоминают потом целый год об этом фруктовом изобилии, по-особому вкусных яблоках, сливах, винограде. И все же, радуясь вместе с детьми, мы не должны лишить себя возможности попытаться вникнуть в суть празднуемого Церковью события.
Преображение есть теофания, явление Бога. Огненный куст, сокрытая во мраке вершина, веяние тихого ветра, глас при Иордане — все превратилось ныне в поток Света, в эту невыносимую для наших глаз белизну. Здесь обнаруживает себя, становится неустранимо важной главная тайна нашей веры — Христос, Бог и Человек. Как Человечество не сгорает в этом пламенном божественном свете? Как Божество вселяется в человеческий род? Спустя много веков, в Византии, об этом будут спорить св. Григорий Палама и Варлаам Калабрийский. Аргументы последнего были четко рационально обоснованы, оспорить их было непросто. Но св. Григорий исходил из опыта познания Бога, существующего в Церкви, и его учение о нетварных божественных энергиях, о нетварном фаворском свете в конце концов обрело всеобщую поддержку. И все-таки нелегко бывает понять — какое отношение имеют эти высоты богопознания к нам, простым людям, суетящимся, торгующим, мятущимся...
Каждому из нас дан залог Св. Духа. Это лучик света, который никогда нас не покидает, если мы сами не прогоняем его. Но даже уходя от света, поворачиваясь к нему спиной, человек не может воспрепятствовать действию божественного света. В нас бывают и тени, и сумерки, и мрак — но «свет во тьме светит», но «Бог есть Свет». Вот эта надежда, это знание о свете и ведет нас сквозь здешний полумрак, ведет к источнику света.
Будем праздновать, будем радоваться, будем молиться о том, чтобы когда-нибудь мы сможем подобно ближайшим ученикам Христа сказать «Хорошо нам быть здесь».