Старый сайт доступен по ссылке old.letovochurch.ru

Праздничные проповеди от Успения до конца года

№ 21, 28 августа 2005. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Взглянем на икону Успения Божией Матери. Кто собрался возле гроба Пречистой? Церковь собралась. Ангелы. Апостолы. Мы с вами. Чудесным образом собраны на поклонение Пресвятой Богородице. Нас Господь сподобил быть причастниками истинного, православного почитания Божией Матери. Католическая церковь, желая особенно возвеличить Божию Матерь, измыслила догмат о непорочном зачатии Пречистой Девы, тем самым унизив Ее нравственный подвиг. Протестанты, напротив, считая Ее во всем похожей на нас, принципиально отказались от Ее почитания. Таким образом Православная Церковь единственная сохранила почитание Божией Матери как человека, во всем похожего на нас, но при этом совершившего нравственный подвиг кротости, целомудрия и послушания и взошедшего на вершину лестницы добродетелей.
Мы часто говорим, что Бог должен быть в душе. Где именно в душе? В каком месте у человека душа? Для Божией Матери это были не образные выражения. Она носила Христа под сердцем. Бог жил в Ней. Вспомним икону Рождества Христова. Как благоговейно Богородица держит Младенца! А сегодня Спаситель держит на руках душу Своей Пречистой Матери. Сегодня завершается годовой круг праздников. Сегодняшний праздник напоминает нам о плодах нашей христианской жизни. Каждый из нас должен зачать в душе Бога, должен послужить тайне Божьего домостроительства, взрастить древо жизни и вкусить от него плоды, и тогда Бог послужит нам. В час нашей нужды Он примет нас на Свои Божественные руки, простертые за нас на Кресте.

№ 15, ноябрь 2004. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
После троекратного явления Божией Матери отроковице Матроне в городе Казани из земли была обретена икона Божией Матери. Крестный ход с новообретенной иконой возглавил приходской священник Ермоген. Через некоторое время он был вызван в Москву. Икону он привез с собой. За свое благочестие он через некоторое время был избран Патриархом Всероссийским. На его первосвятительство пришлось тяжелое Смутное время, когда устои древней Руси были поколеблены. Само существование Российского государства оказалось под угрозой. Вняв воззваниям священномученика Ермогена, лучшие люди России встали на защиту своего Отечества и родного Православия. В ополчении Кузьмы Минина находился чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Воодушевленные заступничеством Божией Матери русские люди отстояли веру своих отцов и русскую государственность перед лицом католической интервенции.
1812 год. Нашествие «галлов и с ними дванадесяти язык». В стане М. И. Кутузова также находилась Казанская икона Божией Матери. На рассвете дня Бородинского сражения перед иконой был отслужен молебен. Все русское воинство,
от генерала до простого солдата, целовало чудотворный образ. Результат сражения полностью определил исход войны.
С чудотворной Казанской иконой Божией Матери связаны и последние великие победы русского оружия в 1941 — 45 rr. Крестный ход с чудотворной иконой вокруг Москвы в 1941 г. переломил ход битвы под Москвой. А в Сталинграде, отслужив молебен перед Казанской иконой, священники пошли с ней вперед и повели за собой наши войска. Сталинград был отбит у врага, и эта битва явилась переломной во всей Второй Мировой войне. Блокада Ленинграда была прорвана после совершенного на дирижабле крестного хода с Казанской иконой Божией Матери.
Сегодня, когда православные святыни, в том числе Казанская икона Божией Матери, возвращаются в свой земной удел и весь православный мир с надеждой взирает на Россию, на нас возложена священная миссия свидетельства Православия всему миру. Последний призыв к покаянию должен прозвучать из России. Мы призваны к стоянию в Православной истине до скончания века.

№ 41, 3 ноября 2007. ВСЕХ НАС ЗАСТУПИ, О ГОСПОЖЕ, ЦАРИЦЕ И ВЛАДЫЧИЦЕ
Сложно найти другую столь же судьбоносную икону для нашего Отечества, как Казанская икона Божией Матери. Некогда город Казань был одним из восточных рубежей нашего государства. Явлением Своей иконы Божия Матерь благословила распространение Своего удела по Русской земле. Став нашей Заступницей, Она не один раз ограждала народ от гибели и разорения. Смутное время, нашествие Наполеона, Великая Отечественная... Казанская икона была среди русского воинства, часто на передовой, на боевых позициях, всегда была залогом нашей победы. Любовь русского народа к этой святыне всегда выражалась в горячей молитве у иконы и торжественном ее прославлении.
Заступничество Богородицы через явленную в Казани Ее икону всегда было связано с образом русского благочестия. Только на основании народной святости и народных идеалов благоукрашалось и возрастало древо милости Пречистой Владычицы к православному Отечеству. Во времена лихолетий народ объединялся вокруг святынь. Понимая, что все невзгоды попущены Богом по их грехам, люди возлагали на себя многодневные посты, усиливали молитву, исповедовались и причащались. После службы крестным ходом с Казанской иконой обходили крепостные стены и укрепления. Воодушевленные защитники решительно шли на врага, бились, изнемогали, падали... но побеждали!
А сегодня есть ли святыни, которые смогли бы объединить разобщенных соотечественников под единое знамя благочестия, традиционных ценностей и нравственных идеалов?
В 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II, явилась икона Божией Матери «Державная». Теперь скипетр и державу российской государственности держит в Своих руках Богородица. В последние десятилетие Церкви возвращены древние святыни: Владимирская, Тихвинская иконы Божией Матери, восстановлены Казанский собор и Иверская часовня на Красной площади г. Москвы.
А в 2004 г. день памяти Казанской иконы Божией Матери стал государственным праздником. То что сегодня возрождается полнокровная церковная жизнь — есть зримое свидетельство того, что Матерь Божия не выпускает из Своих рук властного скипетра и державы Российского государства, не оставляет Своего попечения о русском, многострадальном народе. Постараемся не терять этого Материнского предстательства и милостивого заступничества, вернувшись к благочестию наших предков, воспитывая наших детей в целомудрии и любви к Богу.
...Невозвратну надежду имеем на Тя...
Всех спаси, Богородице Дево...
Пресвятая Богородица, помогай нам!

№ 16, 21 ноября 2004. АНГЕЛЫ
Ангелы — это члены Святой Соборной Апостольской Церкви. Церкви Торжествующей. Ангелы — жители Неба, райские обитатели. Но рай неполон без людей. Рай создан для человека, хотя мы и предали благость Божию, послушавшись падшего ангела. От Бога нам приставлены Ангелы-Хранители, Ангелы — наша совесть. Ангелы приставлены и целым народам, и государствам.
Есть Ангелы, поющие славу Божию, есть Ангелы, созерцающие и славословящие Божественную красоту. Есть Ангелы, носящие на себе Престол Божий. Есть Ангелы начальствующие и Ангелы господствующие, ангелы гласящие и взывающие. Есть Ангелы молитвы и Ангелы здоровья, ангелы учительства и Ангелы пророчества; Ангелы, пламенеющие светом огня и Ангелы, согревающие теплотою света. Есть Ангелы Последних Времен — Ангелы стихий, Ангелыразрушений, Ангелы суда. Есть Ангелы и ангельские чины нам ведомые и еще сокровенные, имена которых возвестит нам век будущий. Ангельский мир превыше и многообразней мира человеческого.
Но человек Богу дороже ангелов. Ангелы суть служебные духи, посланные Богом для помощи тем, кто желает наследовать спасение. Возрастая от славы в славу, подвижники и пустынники имели в лице ангелов верных помощников и собеседников, добрых наставников и утешителей, сами уподобляясь ангелам. Православное богослужение исполнено ангельских песнопений и славословий. Ангельский мир поддерживает и просвещает человеческий мир. Ангелы хранят мир от окончательной гибели и разрушения грехом и дьявольской злобой. Человек должен подражать ангелам. Мы должны быть на них похожи, но у нас есть еще более важная задача — мы должны подражать Христу.
Образ Божий вложен в человека, и человек должен уподобиться Богу.

№ 34, 21 ноября 2006. СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
Престольный праздник нашей летовской церкви - праздник не только приходской. Это Вселенский праздник. Ведь ангельское ликование разлито по всему творению. А Земля сегодня становится причастна этому бесконечному ликованию и славословию. Ангелы славословят Бога. «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф...», «Адонаи — Господи Сил!... полны небеса и земля величием славы Твоей!...» Ангелы молятся, просят, благодарят, славословят. Древние отцы по чистоте сердца слышали ангельское пение, ангелы пели «Трисвятое», «Честнейшую», малое славословие: «Слава в вышних Богу...», Евхаристический канон и многое другое. Из этих песнопений составилось церковное богослужение. Сама форма антифонного пения (на два клироса попеременно) была создана по образу ангельского пения на Небе.
Трудно передать земными средствами - словами и красками - ту полноту радости, которая присутствует в горнем мире святых духов. А мы — только земные странники. Мы призваны отыскать эту святую тропинку, которая одна может привести нас к престолу Высшей Радости.
Ангелы — это небесные воины. На Руси, в древности, этот праздник был праздником православного воинства. Ангелы - это наши хранители и наставники. Ангелы — это «трансляция» Божественного света. Но, главное, ангелы — это молитвенники. Молитва — основное ангельское делание. Через молитву становятся они и небесными воинами, и земными защитниками, и нашими хранителями. Молитвенная сила ангельского мира нам неведома, так же, как неведома демонская гордыня и злоба, изливаемая на нас. Мы не представляем себе того напряжения духовной брани, которая проходит между Богом и дьяволом, но поле битвы-сердца человеческие... Почему падшие ангелы так ненавидят человека? Потому что в нас есть искра и свет Божества - образ Божий. Эту искру и хочет затоптать дьявол. Ангелы могут ему легко воспрепятствовать, но они не вмешиваются, пока не определимся мы сами. Куда склонится наше свободное произволение? К добру? — ангелы подхватят и понесут нас на крыльях молитвы. Ко злу? — ангелы не смогут приблизиться к нам и будут слезно молиться о нашем спасении...
У нас Престол. И сегодня, в этот 14-ый после возрождения общины праздник, необходимо напомнить себе, что храм живет только молитвою. Только молитва наполняет храм радостью, теплом и уютом. Молитва — величайший дар Божий человеку. Ангелы молятся непрестанно. Они нам не только пример и помощники, они наши свидетели и «почтальоны». Как самую большую драгоценность передают друг другу ангельские чины наши безыскусные молитвенные просьбы, слова, обогащая их ангельской силой и чистотой, ангельской радостью и ангельским светом.
А еще ангелы считают наши слезы, наши шаги к храму, наши вздохи и коленопреклонения, считают наши обещания исправиться и наши отчаянные попытки сопротивляться греху...
Войдя в храм, вслушаемся в небесную гармонию ангельской молитвы, а в сердце пусть звучит: «Воскресение Твое, Христе спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Стихира Пасхи).

№ 52, ноябрь 2008. АНГЕЛЫ. СЛОВО К ПРЕСТОЛЬНОМУ ПРАЗДНИКУ
Человек мало знает об ангелах. Еще меньше о них думает. В силу нашей телесности. Тяжести, грубости, страстности нам трудно подняться помыслом выше земного, тяжело устремлять свой взор в небесное, «скучно» искать духовного. А если мы настроим свой слух, истончим душу, очистим сердце, вперим ум в горняя, в светлый тонкий эфир благодатного мира, то откроется нам удивительный по красоте и совершенству мир ангельских существ. Они возвещают славу Творца, ведь они сотворены в самом Начале...Нет ни одного православного подвижника, кто не ощущал в себе небесную, ангельскую помощь, небесную, ангельскую радость, небесный, ангельский свет, небесное ангельское утешение, подкрепление, вразумление... Ангелы именуются «вторыми светами» - это если помнить, что «Первый Свет» - Нетварный, «Фаворский» Божественный Свет! Этим Несозданным Светом сияют и ангелы, отражая его своими светлыми бесплотными телами. Этот свет проникает через них на землю, согревая, просвещая человеков; сходит и под землю, достигая самого ада, где становится нестерпимым пламенем для падших ангелов, мрачных и ожесточенных существ, которые возненавидели Первый Свет, прячутся от Него в глубинах бездны...
Ангелы света — поют непрестанную песнь Богу. Пение это не академическое стояние рядами на сцене и демонстрация своего искусства звукоизвлечения. Пение это — пение ангельских крыльев, пение эфира, наполненного ангелами. Это пение ангельских дел. Все добро, все совершенство, вся забота ангелов поет через их существа. Можно сказать, что все, что делают ангелы, все их дела и поступки, это особые небесные звуки, складывающиеся в неизреченное согласие и гармонию... Ангел только помыслил, а песнь ангельская уже звучит на Небе. Ангел уберег младенца от гибели — в бесплотном хоре еще одна небесная оратория... Ангел принял на руки душу только что скончавшегося старика — еще одна возвышенная мелодия, прославляющая Премудрость Творца!.. Вся ангельская жизнь — пение. Это не значит, что кроме пения они ничего не делают. Просто, все, что они делают — перелагается у них в звучание, в пение, сладостное, торжественное, непостижимое славление Бога. В непостижимый восторг и восхищение. В непередаваемую радость и ликование...Только один раз в году, 8 (21) ноября, человек как бы вытягиваясь, настраивается и вслушивается в небесное ликование, в это стройное ангельское пение, в эти «неизреченные глаголы», которых невозможно нам слышать. Чем чище человеческое сердце от всякой страстной примеси греха, тем звонче и чище откликается оно на ангельские гимны. Очищая свое сердце от скверны, человек устремляется за пределы всяких пределов — к Богу, вызывая удивление у всего ангельского воинства. Ангелы не дерзают приближаться к Богу, закрывая лица свои, а человек причащается Бога, соединяясь с Ним через Плоть и Кровь Божественного Сына в Таинстве Евхаристии. Ангелы служили Господу при его Искупительной Жертве, но эта Жертва была отдана за людей, за жизнь мира...ангелы лишь в безмолвии и трепете предходят пред Царем Царствующих и Господом Господствующих, поюще песнь Богу: Алиллуйа!
Только один раз в году 8 (21) ноября человек становится причастником Собора Небесных Сил...вспоминая о своих невидимых, бесплотных друзьях, ведущих нас к Божественному свету. Чем ярче наши переживания, тем чаще мы собираемся в духовные собрания, образуя ликующий собор Ангелов и человеков... Ведь и история человечества закончится лишь тогда, когда люди восполнят на небе недостающее число ангелов и встанут на место покинутое некогда падшими духами. Тогда брачный пир устроит Хозяин по поводу обретения единственной потерянной овцы. К ликующему сонму ангелов (99 «незаблудших овец») прибавится одна (человеческая). некогда потерянная, но ныне возвращенная в Чертоги радости и Света. Любви и Ликования.
И тогда человек вместе с ангелами прославит Бога, Творца ангелов и человеков! С праздником!

№ 17, 19 декабря 2004. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ
Строгость, ласковость, щедрость и сдержанность, кротость и решительность - эти несоединимые качества соединились в образе святителя Николая. Многие из нас могут засвидетельствовать личным опытом истинность вышесказанного. Главное содержание жизни святителя Николая составляло богослужение и молитва. Служение Богу не ограничивалось для него стенами храма. Будучи архиереем, он был доступен всем и каждому. Находясь среди житейского шума, он сохранял спокойствие, внутреннее безмолвие и воздержание. Святитель всю жизнь не ел мяса, по средам и пятницам вкушал только один раз в день поздно вечером. Он был прост в обращении с людьми и в то же время был богословски образован. Святой умел отстаивать догматическую чистоту Православия, печалился об обиженных и обездоленных, вступался за них при виде несправедливости. Имея по своему происхождению и положению материальный достаток, он всегда жил скромно, все средства употребляя на служение ближним.
На Руси святитель Николай — наиболее почитаемый святой. Один из древнейших почитаемых образов святого находился в городе Можайске в часовне над городскими воротами. К нему приезжали русские государи и простой народ. Святитель почитался защитником рубежей нашего Отечества. покровителем плавающих, путешествующих, торгующих... Всенародную любовь святитель Николай стяжал достижением евангельского идеала святости. Своим житием он показал доступность христианского идеала, и хотя он жил и во времена гонений на Церковь, и во времена исторического торжества христианства, он сохранил внутреннее равновесие и мир Христов в своем сердце, явив нам, что внешние обстоятельства не могут быть препятствием для благочестивой жизни по заповедям Божиим.