Цикл статей о богослужении

№ 8, апрель 2004. ПЕСНОПЕНИЯ ВЕЧЕРНИ. «СВЕТЕ ТИХИЙ»
Этой заметкой мы начинаем знакомить наших читателей с православным богослужением, с его составом и богословским содержанием.
Вечерня — богослужение, совершаемое перед заходом солнца. Уникальность этой службы в том, что она завершает уходящий день и знаменует начало нового богослужебного дня — ведь бытие мира началось именно с вечера (Быт. 1, 5).
Завершение дня — это каждый раз напоминание и о конечности нашей жизни, и о завершении человеческой истории, и о Страшном Суде. Но в этом завершении уже виден кроткий свет будущего торжества жизни.
На каждой вечерне мы слышим удивительно поэтичное, трогательное песнопение. Оно составлено в VII веке св. Софронием, патриархом Иерусалимским:
Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.
Этой молитвой мы прославляем нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, по Своей неизреченной благости явившего нам Тихую Радость, Тихий Свет Божественной Славы Своего Небесного Отца.
Созерцая красоту Творения, мы прославляем благость Творца, но к этому торжеству божественной любви уже примешалась горечь нашего грехопадения.
Благодаря этому песнопению Вечерни мы явственно ощущаем контраст между мрачной бездной греха, в которой мы ныне пребываем, и тихим, просвещающим, согревающим и утешающим Светом Божественной Любви. И среди нас мы видим духовным зрением нашего Искупителя Христа Иисуса, дающего нам жизнь, воспеваемого нами «гласы преподобными», то есть святыми словами и чувствами.
Искупительный подвиг Спасителя-дело всех Лиц Святой Троицы, прославляемых во все времена: благоволение Отца, откровение Сына Божия и содействие Святого Духа. Но без нас наше спасение не совершается. Будем же стремиться к тому, чтобы свет Христов просветил всех!

№9, май 2004. ПЕСНОПЕНИЯ ВЕЧЕРНИ. «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ»
Мы продолжаем наши беседы о православном богослужении.
В конце Вечерни наступает время встречи дня уходящего с днем грядущим. Эта естественная смена суток побуждает христианина к переживанию сверхъестественной Встречи человека с Богом, встречи времени с Вечностью, Ветхого Завета с Новым. Олицетворением этой встречи стало евангельское событие в Иерусалимском храме, когда старец Симеон принял на свои немощные старческие руки сорокадневного Богомладенца Иисуса. Предощутив окончание своего земного пути, он с благоговейным трепетом произнес свои последние слова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля».
Он держал на руках Христа, Мессию, обещанного древними пророками Спасителя мира.
Симеон Богоприимец шел умирать, но шел, неся перед собой своего Бога, Который тоже вскоре пойдет на смерть, но не за Себя, а за людей.
В древности это песнопение торжественно читал настоятель храма, после чего зажигались все лампады и весь народ пел тропари праздника (на воскресной Всенощной это «Богородице Дево, радуйся... ») в знак совершившегося Боговоплощения и наступления Новой Благодати.
«Свет во откровение языков (в просвещение народов)» — это свет божественной радости и любви к человеку, свет, прогоняющий тьму греха и мрак нашей неправды.
В завершение Вечерни поется умилительный 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время...», говорящий нам о необходимости собственных усилий в подготовке нашей встречи с Богом.
Что принесем мы нашему Богу? Все от Него имеем, Имже движемся и существуем. Себя принесем Богу: «...сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

№ 10, май 2004. ШЕСТОПСАЛМИЕ
Важное место в православном богослужении занимает чтение древних псалмов Давида Псалтири. Некоторые псалмы объединены в особые группы для чтения или пения на богослужении. В начале Утрени читается Шестопсалмие, состоящее из 3, 37, 62, 87, 102 и 142 псалмов.
Утреня — начало нового дня, Новой Благодати, утро Нового Завета. Перед рассветом наблюдается наибольшее сгущение тьмы, а в храме гасится свет. Так и христианская душа созерцает свой внутренний мрак безблагодатного состояния, свой сон, свою мертвенность: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» - забрезжила первая надежда. Первые лучи благодати обнаруживают внутреннюю неустроенность, запущенность души. Душа близка к отчаянию. Она кричит Богу: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего».
Бог слышит человека и внушает ему расположение к добродетели, научает его святым заповедям, и человек становится учеником Бога: «На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и под кровом крыл Твоих возрадуюся». Человек научается главному — молитве. Молитва, как дыхание, необходима и неотъемлема от молящегося. Днем и ночью человек ищет Бога, ощущает, что Он близ, рядом, но прикоснуться к Нему невозможно: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему».
Непостижимым образом Бог вдруг является человеку. Божественный свет показывает человеку красоту Творения, красоту мира. Душа приходит в восторг: «На всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа». Тогда человек приходит к смирению, познает свою немощь и радость Богообщения и просит Бога не отступать от него вовек: «Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благий наставит мя на землю праву».
Шестопсалмие — духовная лестница восхождения человека к Богу от внутреннего мрака к Божественному свету, возвращения человека к себе самому, но уже с обретенным Богом. Это один из важных моментов православного богослужения. По преданию, Страшный суд будет длиться столько, сколько читается Шестопсалмие.

№ 11, июль 2004. ПОЛИЕЛЕЙ
«Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа!» — так начинается самая торжественная и самая красивая часть Всенощного Бдения — Полиелей. «Полиелей» с греческого переводится как «многомаслие», или «многосвещие».
После покаянного чтения Шестопсалмия, Мирной ектеньи и положенной на ряду кафизмы (чтение Псалтири), в храме зажигаются все свечи и светильники. Духовенство выходит из алтаря на средину храма, чтобы вместе с народом Божиим прославить Бога, пропеть величание празднуемому событию или святому. Центральным местом Полиелея является, конечно, чтение Евангелия. В воскресный день это отрывок о воскресении Господа
Иисуса Христа, а в другие праздники-воспоминание соответствующих событий. Торжественное возглашение Прокимна, праздничный трезвон во все колокола, помазание святым елеем, раздаяние благословенных хлеба и вина — все это особые знаки Милости Божией и празднуемого события.
На воскресной Всенощной, сразу по чтении Евангелия, весь народ поет пасхальную песнь: «Воскресение Христово видевше...». Все мы должны знать ее наизусть, чтобы «едиными усты» прославлять воскресшего Господа. После молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя...» священник совершает елеопомазание благоуханным оливковым маслом. (Мы не должны его путать с «миропомазанием» во время Таинства Крещения). Изображается крест на челе прихожан, которые целуют праздничную икону или Евангелие. Это знак нашего участия в праздничной трапезе. В древней Церкви все христиане действительно собирались за общим столом. Неотъемлемой частью этой«трапезы любви» Было Святое Причастие. Сегодня Причастие совершается на особой службе, которая именуется Литургия.
К совершению Божественной Литургии мы и призываемся этим святым елеопомазанием.

№ 13, август 2004. КАНОН
Мы продолжаем знакомить наших прихожан с православным богослужением. Тема сегодняшнего разговора — канон.
Канон является третьей частью утрени (напомним, что первые две — шестопсалмие и полиелей, а далее следуют канон и великое славословие). Само слово «канон» означает «правило» или «линейка» — именно так, в строгом порядке и последовательности, расположены все девять песен канона. Канон в том виде, в каком мы слышим его сегодня, известен уже с IX века; это одна из древнейших форм молитвы. На всенощном бдении начало пения канона совпадает с елеопомазанием.
По сути, канон является главной частью всенощного бдения, а мы чаще всего во время чтения канона начинаем скучать, не вслушиваясь в слова, раскрывающие нам смысл празднуемого события.
Канон состоит из девяти песней, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмоса и нескольких тропарей. «Ирмос» означает «связь» или «гимн». В ирмосах описываются важнейшие ветхозаветные события — переход Моисея через Чермное (Красное) море, моления древних пророков Анны, Аввакума и Исаии, спасение Ионы из чрева кита, трех отроков из огненной печи и песнь Богородицы. Ирмосы задают размер и ритм тропарям, раскрывающим суть праздника. Перед каждым тропарем произносится припев, соответствующий празднику-если праздник Господский, произносим «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; если Богородичный — «Пресвятая Богородице, спаси нас»; если память Святого-именуется данный святой с прибавлением «...моли Бога о нас». Каждая песнь каноназаканчивается тропарем Богородице, чем подчеркивается Ее исключительное место в домостроительстве нашего спасения.
В современном богослужении часто происходит совпадение нескольких памятей в один день, поэтому на утрени читаются сразу несколько канонов. При этом в каждой песне поется только один ирмос, а затем читаются тропари всех канонов с соответствующими припевами перед ними.
Канон является строго организованным, законченным и совершенным по своей форме произведением новозаветного литургического творчества Церкви. Каждый усердный христианин, вычитывающий ежедневные молитвенные правила и готовящийся ко Святому Причащению, хорошо знаком с этим видом церковной гимнографии.
Любовь к чтению канонов побуждает православного христианина к внутренней организации, четкому ритму и размеренности духовной жизни.

№ 15, ноябрь 2004. ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ
«Слава Тебе, показавшему нам свет» — этим возгласом в конце всенощного бдения древняя Церковь приветствовала начало нового дня. Великое славословие — одно из древнейших песнопений Церкви прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, поклоняемся, славословим и благодарим Бога. Здесь мы исповедуем Божественные Имена, через которые, как через солнечные лучи, нас касается Божественная теплота, радость и сила.
Центральная часть Славословия это история нашего спасения, совершенного Иисусом Христом не за наши заслуги, а по неизреченной и непостижимой милости Божией к нам.
«Во свете Твоем узрим свет». Заканчивается Славословие великим ликованием. Человек, исполненный греховного мрака, просвещается чувством Божественного присутствия. Становясь светом, он видит себя рядом с Богом непросвещенным мраком; осиянный благодатью Божией, становится способным лицезреть Бога — «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Господи, милость Твою знающим Тебя».
Церковь знает три вида моления - прошение, благодарение и славословие. Когда душа исполнена милостей Божиих, когда она благодарит Бога за все, ниспосылаемое ей, тогда она в благоговейном восторге славословит, поет и превозносит Живоначальную Троицу. Поэтому Великое Славословие заканчивается пением Трисвятого.
Человек не может жить без Бога, человек сроден Богу. Бог соделал нас Собой... Человек славословит Бога, навыкая райскому состоянию души.