Цикл статей о семье

№ 37, 17 июня 2007. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ?
Сложный, умозрительный вопрос. Пример христианской семьи вокруг нас почти отсутствует, личного опыта нет, родители в этом деле нам не помощники. Традиции прерваны, связь поколений тончает, но есть Евангелие - Книга жизни, а значит есть и ответ. Христианская семья - та, где двое любят друг друга, и в этой любви постигают Бога, на этом пути они познают, что очень трудно быть «совершенными, как Отец наш Небесный» (Мф.5, 48), но они пытаются «носить тяготы друг друга и тако исполнить закон Христов» (Гал. 6, 2). Можно ли научиться любить вне семьи? Возможно, можно, но сложно. Как научиться уступать, понимать, слушать, слышать, сопереживать, порадоваться, прощать, забывать себя вне семьи? Где взять силы на несение этого неудобоносимого бремени? Цель христианской жизни - спасение, а такой древнейший организм, как семья помогает нам достичь этой цели. Христианское сердце знает, что Бог есть Любовь, и,«подключившись» к этому источнику, человек способен на многое, «все могу об укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13), значит будем спасаться.
Матушка Наталия Кувырталова

№ 38, 8 ИЮЛЯ 2007. МЕШАЕТ ЛИ СЕМЬЯ СПАСЕНИЮ?
Сегодня православная Церковь празднует память святых благоверных князей Петра и Февронии. Они явили образец христианского супружества. Жизнь свою они завершили в монастыре. Тем самым, явив смысл супружества, как ступень к совершенству.
Мы, современные христиане, относимся к супружеству, как к «малой Церкви», или как к ступени на пути к спасению? Спасительна ли жизнь в супружестве, или семья препятствует спасению?
Безусловно, жизнь в семье благословенна. Но на практике большинство из нас тяготится семейной жизнью, оправдывая себя «благочестивыми» отговорками: «Ты укладывай детей, а я помолюсь...», «Сейчас пост, я готовить ничего не буду...». Жена жалуется на ревность супруга, когда она идет в Церковь. Примеров может найти каждый в своей жизни достаточно.
Усугубляет наше недоумения отсутствие в православной богословской науке святоотеческого учения о семье.
Русская история также скудна на примеры благочестивой семейной жизни. Как пример, до XVI в. не венчали крестьянские семьи. Брак считался профанным, рассматривался, как уступка человеческой немощи. В ХIХ столетии в русской литературе супружество также не получило своего христианского освящения. Советский строй окончательно разорил естественные, веками складывавшиеся, отношения в семье, была максимально упрощена процедура регистрации брака и развода, провоцировались «свободные» отношения в семье. Дети с самого раннего возраста изолировались от родителей. Советские люди участвовали в социалистических стройках, но не в строительстве своей семьи. Революции, войны, репрессии, лагеря в ХХ столетии, как следствие — неизбывное пьянство, в корне подорвало основы семьи. В 90-е годы огромный процент детей попадали в классы коррекции... Сиротство, детская смертность, беспризорность, наркомания — печальный итог планомерного разрушения семьи в ушедшем столетии.
Древние отцы говорили о судьбе Церкви в последние времена, об оскудении благочестия, обмирщении монашества, развращении мира. «В последние времена,— говорили они, — в монастырях будут жить, как в миру, а в миру, как в аду.»
Чтобы осознавать свои задачи, необходимо трезво оценивать ситуацию, в которой мы оказались. Наши родители не могут быть наставниками в нашей семейной жизни. Общество ориентировано на принципиально иные, эгоистические цели — получение удовольствий и развлечений. Мы в меньшинстве. Но это меньшинство составляет Церковь Божию, которая не одолима и адовыми вратами. (Мф. 16, 18)
Семья — это естественная основа человеческой жизни, как взаимодействие в человеке ума и сердца, как движение солнца по небосклону, как плодородие земли и благоухание Неба...
Наша скромная задача сохранить то, что мы имеем: свою семью, своих детей, свою совесть. Воспитать в детях страх Божий через собственную богобоязненность, примером теплой молитвы, возжечь в них лампаду благочестия, поручить их небесному водительству Божией Матери. Научиться терпению, снисходительности и ласковости к своим супругам. И, конечно, прилепиться к церковной общине — ведь она точно семья... Она и согреет, и наставит, и утешит...

№ 40, 19 августа 2007. О СЕМЬЕ
По долгу службы мне часто приходится присутствовать в храме на Венчании. Поздравляя молодых, батюшка (о. Димитрий) старается объяснить им, что такое «супружество». Супружество — это со-упряжь, двое в одной упряжке. И как важно с первых дней понять супругам, что идти придется одной дорогой плечом к плечу всю жизнь! Трудно бывает вначале, ведь в родительском доме каждый был индивидуум, сам по себе, и чаще всего нам не объясняли кто такой «муж» и кто такая «жена». А тут после Таинства Венчания стали двое одной плотью, одни радости, одни скорби, но в том и милость Божия, что одни на двоих.
В наше время, к сожалению, часто молодая супружеская пара, встречаясь с трудностями и недоразумениями в своих отношениях, прибегают к так называемой помощи родителей, и, увы, чаще всего конфликты только усугубляются. Родителям не хватает мудрости оценить ситуацию, каждый старается защитить свое обиженное дитя. Если молодые супруги имеют духовного наставника, лучше решить свои проблемы с ним, не тревожа родителей. Но скорее всего и духовника можно не беспокоить: стоит одному из супругов наступить на свое «Я», уступить другому, и пожар не разгорится. Чаще уступать приходится жене, но от этого она становится только мудрее. «Кто уступает тот больше приобретает» (прп. Амвросий Оптинский).
Создавая семью, супруг берет на себя большую ответственность: ведь он и глава малой Церкви, и кормилец семьи. Супруга — помощница его, хранительница семейного очага. От нее зависит, куда будет стремиться муж на отдых после дневных трудов. И если дома супруга ждет любящее и понимающее сердце, уют и добрый ужин — это залог семейного счастья.
Но только живя в Боге, можно быть по-настоящему счастливыми. Бог есть Любовь, и Он один может даровать истинную любовь супругам, укрепить в трудностях, утешить в скорбях.
Рождение детей — благословение Божие семье. Это и радость, и предстоящий большой труд. Воспитать дитя истинным христианином, способным создать свою христианскую семью, где все должно созидаться на любви — задача не из легких. Много сейчас написано книг по воспитанию. Они подспорье в этом важном деле. Но если в семье не царит мир, любовь и согласие между отцом и матерью, книжные наставления бессильны. Только личным примером благочестия, молитвенным председательством Матери Божией и святых можно помочь ребенку вырасти почитающим родителей и любящим ближнего своего.
Хочу вернуться к рождению семьи — к Таинству Венчания. Во время Венчания на головы супругов возлагаются венцы. Это венцы мученичества, потому что каждой семье предстоит пройти свой скорбный земной путь. Но это и венцы славы Божией. И если мы все претерпим до конца с Богом, то с Ним и прославимся.
Людмила Селиванова