О церковном золоте

В нашем храме 29 марта 2011 года произошло печальное событие.

Было снято и вынесено все золото с храмовой престольной иконы Архангела Михаила из главного придела. Это произошло днем с 14 до 15 часов в присутствии дежурного в храме.

Безусловно, это стало возможным при личном моем попустительстве и невнимательности в отношении мер по охране нашей святыни. Видимо, совершивший это человек долго присматривался и изучал обстановку, заранее планируя и выбирая подходящую обстановку. Сделано это было цинично, хладнокровно и быстро, не привлекая внимания.

Была вызвана милиция. Получив все необходимые сведения, сотрудники приступили к работе. Следователь же сообщил, что этому поступку невозможно придать юридический статус. Так как золото это - пожертвования прихожан, которые не вписываются ни в какие инвентарные книги и не являются собственностью храма…

Этот кощунственный поступок ложится грузом ответственности на настоятеля и церковный причет. Страшным обременением является он и для самого преступника. Евангелие говорит нам о человеке, который был вором, хотя и находился среди апостольской общины – об Иуде, конец которого был страшен.

Святотатство – страшный смертный грех, который вопиет к Богу об отмщении. Но человек этот, позарившийся на церковное золото, видимо, не задумывался и о том, что те колечки, цепочки, украшения и драгоценности – все наполнены человеческими слезами горя или благодарности Богу.

Материальной выгоды от этого золота не будет, но надо молиться, что бы оно, по молитвам Архистратига Божия Михаила, привело этого безрассудного человека к покаянию. Молиться надо и о том, чтобы это событие отрезвило и нас. Мы должны научиться хранить святыню. Не столько запирая ее на множество замков и приставляя к ним военную охрану, сколько храня молитвенную трезвость и бодрость, видя тот огонь, которым окутаны наши православные иконы. Та сердечная радость, с которой прихожане жертвуют золото, пусть исторгается из сердца от прикосновения к самой иконе, как хранительнице райского света, огня и радости. Зная, что жертвы наши приемлет Бог, утвердимся в простой мысли, что так было Богом попущено, и жертва эта именно так была принята Богом.

Оклады или драгоценные украшения во множестве украшали дивные святые иконы на Руси, выражая народное благочестие, но часто были поводом и к зависти, и ропоту и богохульству у лихих, скверных людей и богоборческих душ, давая повод к соблазну и толкая их на преступления, разворовывая церкви Божии. Это мы наблюдали весь страшный XX в. И как только мы вздохнули с облегчением при виде возрожденных храмов – столкнулись вновь с непотребством, кощунством, завистью, воровством и дерзостью в отношении к православным святыням.

Я, как настоятель храма и глава нашей приходской общины выражая сочувствие всему нашему приходу, прошу простить меня за нерадение и небрежность в отношении ваших святых жертв. Прошу простить меня за оскудение благодати и молитвенного щита у наших икон.

Прошу не смущаться, не сетовать, не роптать и не питать жажды мести сотворившему это святотатство, - ему можно только посочувствовать, он теперь должник Богу и огненному ревнителю Божественной славы Архангелу Михаилу. Мы же постараемся впредь украшать иконы не золотом и серебром и прочими тленными предметами, а своим искренним и глубоким благочестием и благонравием, добрым и жертвенным образом жизни, проявляющимся в конкретных делах милосердия, милостыни и молитвы, в живой заботе о своих семьях и ближних. Иконы в храме пусть будут чистыми и яркими «окнами в Вечность», откуда взирают на нас наши Святые!

3 апреля 2011 года

Настоятель храма Михаила Архангела с. Летово

протоиерей Димитрий Кувырталов