Паломническая поездка на Соловки 2-6 июля 2019. Путевые заметки паломника

1. 02.07.2019. День первый. Дорога на Соловки.

Для большей части членов нашей приходской паломнической группы это была первая в их жизни поездка на Соловки. Мы начали к ней готовиться еще зимой и не могли дождаться, когда же наступит 2 июля, мы вместе с настоятелем нашего храма - отцом Димитрием, сядем на самолет и полетим в Петрозаводск.

Путь на Соловки не такой уж и простой. Сначала самолет Москва-Петрозаводск (1,5 часа), потом автобус Петрозаводск-Кемь (400 км), затем катер – 2 часа пути до Большого Соловецкого острова.
Маршрут был отлично спланирован, но не всегда все идет по плану. Мы вылетели из Москвы в 18.00, в 20.00 сели в автобус в аэропорту Петрозаводска. Нам предстоял шестичасовой переезд в Кемь с заездом на ужин в одно из придорожных кафе.

Сначала все шло по плану. Через час мы остановились около кафе с замечательным названием «Рыбка», поужинали и были готовы отправиться дальше. Но неожиданно наш водитель сообщил нам, что есть проблемы с одним из задних колес, требуется его замена. Час ожидания прошел незаметно. Рядом было озеро, и все увлеченно снимали фантастические виды северной белой ночи – озеро, закат солнца, небо с необычайными светящимися облаками, отражение деревьев в воде.

Заменили колесо. Сели в автобус. Поехали. Но через 10 км остановились, так как проблема с колесом усугубилась – после более тщательного изучения ситуации оказалось, что рассыпался подшипник и автобус дальше ехать не может. Компания-организатор поездки пообещала прислать для нас из Петрозаводска другой автобус, но надо было подождать … «Подождать» означало ожидание примерно 2 часа, в ночи, на обочине дороги в компании с комарами и мошкой.
Удивительно, но все паломники спокойно восприняли ситуацию. Не было никакого уныния. Мы гуляли вдоль дороги по обочине, разговаривали, дышали свежим северным воздухом, любовались природой, которая постоянно менялась в свете лучей заходящего и практически сразу поднимающего солнца в период северных белых ночей.

Мы встретили рассвет, и вскоре после этого обещанный автобус приехал, мы сели в него и поехали в Кемь. В Кеми были примерно в 7 утра, быстро позавтракали и дальше побежали быстрее на пристань, так как теплоход на Соловки отходил в 7.30.

Путь по морю не показался долгим. Ветер, дождь, который то шел, то переставал, не помешали нам большую часть времени провести на верхней палубе, ощутить непередаваемую свежесть северного морского воздуха, снимать северное серое небо, которое сливалось с морем, кормить чаек, которые казались ручными, а порой довольно наглыми.

2. 03.07.2019. День второй. Большой Соловецкий остров.

Прибыли на Соловки, завезли вещи в гостиницу и сразу отправились на экскурсию по поселку Соловецкий. Экскурсовод, который с отличием окончил исторический факультет Петрозаводского университета, с редкой дотошностью и доскональностью перечислял исторические даты, имена, названия, которые имели то или иное значение в истории Соловецких островов – первые поселенцы из народов близлежащих земель, монахи и монастырское строительство, начиная с XV века, расцвет островов, приезд государей, а, начиная с 20-х и до середины 40-х годов прошлого столетия страшные годы репрессий, СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), а потом и СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения). После окончания Великой Отечественной войны остров отдается военным и только в 1960-е годы Соловки возвращаются к нормальной гражданской жизни, а с начала 1990-х начинает возрождаться Спасо-Преображенского Соловецкий монастырь, а с ним на Соловках монашеский подвиг и духовная жизнь.

Дождь, который не переставал, пока мы знакомились с поселком Соловецкий, немного поутих, когда сразу после обеда и заселения в гостиницу началась экскурсия по Соловецкому монастырю. Спасо-Преображенского Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – это тема отдельного описания. Монастырь по-северному сдержан, но, в то же время, пребывая в нем, начинаешь понимать слова святителя Филарета, что «монастыри – духовный оплот Православия». Святая обитель – это особый мир, отличный от нашей обыденной мирской жизни, и за этим люди едут сюда – соприкоснуться со святыней, с «другой» жизнью – высокой и духовной.
Экскурсия по монастырю была довольно долгой – мы прошли по всем храмам и строениям монастыря, куда пускали туристов, нам рассказали об истории монастыря, его основателях – преподобных Германе, Савватии и Зосиме, трудной, но созидательной и праведной жизни на протяжении 6 веков, начиная с 20-х годов XV века, и о лагерно-тюремном периоде в истории монастыря - о том, какие нечеловеческие тяготы и страдания пережили сотни тысяч людей в 20-е - 30-е годы XX века здесь, на Соловках, включая монашество и все тех, кто стал узниками и жертвами безумной машины сталинских репрессий.

Каждый из нас вышел из монастыря другим человеком, и это сложно объяснить, как 3 часа пребывания в монастыре меняет людей.

3. 04.07.2019. День третий. Остров Анзер.

Поездка на остров Анзер стала продолжением нашего погружения в монастырскую, а потом и лагерно-тюремную жизнь Соловков. После почти трехчасового путешествия по морю от Большого Соловецкого острова до острова Анзер мы оказались опять в другом мире – мире тишины, покоя и уединения.

Нам предстоял пеший маршрут длинною 12 км через скиты и пустынь, расположенных на острове Анзер, - Свято-Троицкий Анзерский скит, Елиазарову пустынь и Голгофо-Распятский скит. Была великолепная погода, без дождя, временами светило солнце, и путь от скита к скиту казался простым и легким.

На Анзер удалялись из Соловецкого монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. Скиты – это иная форма монашеской жизни для соловецких иноков, которую привнес монах Елиазар в начале XVI века. Эта жизнь отличалась от жизни в большом общежительном монастыре. В скитах жили по уставу, который был составлен еще соловецким старцем Диониссием Греком, который ранее был уставщиком Кирилло-Белозерского монастыря. Каждый пустынник имел свою келью, на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, никого не принимал и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву в субботу вечером и утром воскресения. Сверх соборного и келейного правила скитская братия занималась трудами и непрестанной Иисусовой молитвой.

Свято-Троицком Анзерском скит знаменит еще и тем, что в начале 1630-х годов в нем пребывал священник Никита Минов – будущий патриарх Никон. Сегодня скитоначальком служит иеромонах Георгий, у которого мы благословились на дальнейшее наше путешествие по Анзеру.
Мы направились к Голгофо-Распятскому скиту, который расположен в четырех км от Свято-Троицкого скита. Дорога, по которой мы шли, была фантастически красива – на километры открывались красивейшие панорамы с холмами, долинами, лесами и озерами.
В какой-то момент экскурсовод попросила нас свернуть на малозаметную тропинку, и мы поднялись на вершину довольно высокого холма и пришли к Елиазаровой пустыни. До строительства Свято-Троицкого скита Елиазар провел здесь в безмолвии 4 года в трудах, лишениях и молитвах ко Господу. Он решил осесть именно на холме, чтобы постоянно пребывать в трудах – за водой Елиазару надо было спускаться вниз и затем подниматься с водой вверх, на высоту 80 метров.

От Елиазаровой пустыни мы направляемся к Голгофо-Распятскому скиту. Он стоит на высоком крутом холме, именуемом горой Голгофой. Это величественный каменный храм в честь Распятия Господня. Он был построен в начале XVIII века. История его создания и последующего жития иноков в нем, также богата историческими фактами, именами и подвигами.

Судьба всех скитов в трагические 20-е-30-е годы прошлого столетия сложилась примерно одинаково – скиты стали частью лагерно-тюремной системы СЛОНа, а потом СТОНа. Среди заключенных находились десятки православных священников. Среди них были архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) и архиепископ Воронежский и Задонский Петр (Зверев), чьи мощи были обретены недалеко от Голгофо-Распятского скита.

В конце 90-х годов прошлого столетия Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление иноческого жития в анзерских скитах. Начались реставрационные работы по восстановлению святынь, и они до сих пор ведутся. Но все храмы восстановлены, в скитах идет монашеская жизнь.
Везде, где было возможно, отец Димитрий служил молебны и панихиды, и все мы молились соловецким святым и новомученникам церкви русской.

К вечеру мы добрались до пристани, где нас ждал теплоход. На нем мы прошли мимо островов Б. Муксолма и М. Муксолма и к девяти вечера вернулись на Большой Соловецкий остров.
Затем ужин в гостинице, соборная вечерняя молитва и беседа с отцом Димитрием. Отец Димитрий самым неожиданным и очень интересным образом интерпретировал сухие исторически факты, о которых нам говорили экскурсоводы, и представлял их в свете духовной жизни русского монашества и всего российского народа, а также нашей сегодняшней духовной жизни и нашего духовного возрастания. Этот час, который мы проводили вместе, делясь впечатлениями от поездок и экскурсий и слушая пояснения отца Димитрия, был, может быть, самой главной частью нашей поездки.

4. 05.07.2019. День четвертый. Поездка по скитам Соловецкого острова.

Этот день для большинства из нас начался очень рано. Мы вышли из гостиницы в 5 утра, чтобы успеть к началу братского молебна (5.30), который предваряет все последующие утренние службы – полунощницу, утреню, часы и Литургию. Все службы шли в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Народу в храме было не очень много, службы были сдержанными и аскетичными, как это бывает в северных мужских монастырях.

После службы – завтрак и немного свободного времени до начала завершающей экскурсии по скитам Б. Соловецкого острова. Свободное время каждый проводил по своему усмотрению – большая часть паломников отправилась в музей ГУЛАГа, кто-то просто гулял и дышал соловецким воздухом, кто-то решил поискать в соловецких лавках продукцию Архангельского водорослевого комбината, который занимается промыслом водорослей Белого моря, их переработкой и производством продукции на основе морских водорослей.

Экскурсия по скитам Б. Соловецкого острова предполагала посещение трех скитов – свято-Вознесенского на Секирной горе, Савватиевкого и Исаковского. Эти скиты, как и скиты на острове Анзер, были основаны монахами, удалившимися из Соловецкого монастыря, для уединенной молитвы и иноческого подвига. Они были и остаются значимыми ступенями развития монашества и утверждения Православия на Руси.

Но также, как и анзерские скиты, в 20-х годах прошлого столетия они превратились в орудие пыток и порабощения духа лучших представителей российского народа – в них размещали заключенных и ссыльных, в них люди умирали от истощения, непосильной работы и зверств, которые творили лагерно-тюремные служители и их начальство.

Каждый скит при этом – это отдельная история, отдельные герои и новомученики. Экскурсовод очень детально описывал все то, что происходило там во времена репрессий.

Более поздний советский период, в частности, военное время было представлено остатками землянок Школы юнг. Подростки от 12 до 16 лет учились в это школе и уходили после ее окончания на войну. Всего было подготовлено 4 выпуска за те годы, когда Школа юнг была на Соловках. Потом ее перевели в Кронштадт.

С экскурсии мы поехали сразу на теплоход на Тамарину пристань. Наша жизнь на Соловках заканчивалась, мы отправлялись в Кемь, чтобы на следующий день лететь в Москву.
Теплоход доставил нас в Кемь примерно в 9.30 вечера. Мы поужинали и в 23.00 сели в автобус и поехали в сторону Петрозаводска.

5. 06.07.2019. День пятый. Экскурсии по интересным местам в окрестностях Петрозаводска и возвращение домой.

В гостиницу «Калевала», что недалеко от Петрозаводска, мы приехали в 5 утра субботы и отправились спать. Завтрак в 11.00, потом немного свободного времени до начала экскурсии. Побродили вдоль озера, на берегу которого стоит гостиница. Замечательная северная карельская природа и ландшафт. Но все выглядит довольно пустынным и не очень обжитым, несмотря на летнее время и выходной день. Собрали землянику и всякие полезные растения типа чабреца.
Автобус подъехал, и первой нашей остановкой было место, где был основан в конце 18 века Петром I первый российский курорт «Марциальные воды». Это несколько источников целебной воды с высоким содержание железа. Попробовали воду из разных источников, вкусной она никому не показалась. Но, видимо, очень полезная и имеет сильное влияние на здоровья.

Затем мы приехали в национальный заповедник на водопад Кивач - очень известное и популярное среди туристов место. Всем, конечно, понравились красоты вокруг водопада, да и сам водопад. Фотосессия с разных точек около водопада заняла не менее получаса. Но также очень понравилось то, как молодые сотрудники заповедника (большинству из них еще нет и 30 лет, судя по их виду) преданы своему делу, с каким теплом и любовью они рассказывают о заповеднике, о том, что они делают и каким они его собираются сделать. Невольно поддаешься их настроению и заряжаешься позитивом.

Время летит быстро. Экскурсовод торопит нас в автобус. Мы останавливаемся ненадолго в придорожном кафе на обед, докупаем сувениры и едем в аэропорт.

Все. Самолет. Москва. Внуково. Мы прощаемся друг с другом ненадолго, так как на следующий день, в воскресение, мы встретимся уже в своем храме Михаила Архангела, на Литургии.
Кто-то сказал, что с Соловков ты возвращаешься другим человеком. Это действительно так, во всяком случае, по внутреннему ощущению.
Спасибо Карелия, спасибо Соловки. Мы с вами тоже прощаемся ненадолго. Мы обязательно вернемся.

Мария Каменнова

июль 2019 г.