Историческое развитие чинопоследования Таинства

Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды».

Крещению в апостольские времена предшествовало научение основам Православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного последования совершения Таинства. Из Нового Завета известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (См.: Деян. 8; 38). А также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (См.: Деян. 10; 47, 48) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (См.: Деян. 16; 33). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети. Характер Крещения в апостольские времена был исключительный и не мог оставаться таким и дальше, ввиду того, что христианство стало активно распространяться.

Мужи апостольские (I – начало II века) крестили прибегающих к ним уже по определенной, хотя и очень простой схеме. Последование Крещения состояло из следующих элементов.

1. Оглашение (обучение истинам веры).

2. Покаяние крещаемого и отречение от совершённых грехов.

3. Устное исповедание веры во Христа.

4. Троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Оглашение обыкновенно продолжалось два или три года, в течение которых человеку, желающему принять Крещение, раскрывалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное Крещение всех оглашенных. Происходило это обычно в природных водоемах, реках и ручьях.

В конце II и в III веке подготовка к Крещению приобретает еще более определенный характер. Готовящемуся приступить к Таинству Крещения необходимо было прийти к епископу и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» (книгу). В этой книге содержался список оглашенных и членов общины.

Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были выходить из храма. Желающие принять христианское Крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах. Крещение совершалось в Великую Субботу. Современное Пасхальное богослужение содержит в себе элемент, сохранившийся с тех времен: наш ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи. Последование Таинства в описываемый период уже включало в себя упоминание о сочетании Христу (ставшее позже частью Таинства) и чтение Никео-Цареградского Символа веры.

Начиная с конца II века, епископы посвящали на особое служение в Церкви так называемых экзорцистов. Посвященные на это служение читали заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения Таинства Крещения в Греческой Церкви также упоминается со II - III веков.

В IV-V веках приступающие ко Крещению исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин свидетельствует, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же утвердился обычай крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими Таинства. Но в то же время 124-е правило Карфагенского Собора (419г.) анафематствует[1] тех, кто отвергает необходимость Крещения младенцев, в котором последние освобождаются от первородного греха.

Со времени Константина Великого совершение Таинства Крещения из естественных водоемов переместилось в баптистерии (специально устраиваемые при храмах бассейны). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело крещаемого елеем и облекал его в белые одежды – символ чистоты и праведности, полученные им в Таинстве. На крещенного надевали нательный крест. Впрочем, эти действия совершались начиная уже с конца II века. После Крещения новопросвещенного причащали Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Крещение на Руси. Русская Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византийской Церкви в том виде, в котором оно существовало к концу X века. И у нас это Таинство, как и в древние века, претерпевало некоторые изменения в своем строе, но они были локального характера. Стоит упомянуть лишь о некоторых наиболее значимых из них.

В самые первые века существования Русской Церкви появился обычай, воспринятый юго-западной Русью от католических соседей. Он заключался в том, чтобы совершать Таинство Крещения через обливание, а не через погружение. Но это отступление от сложившейся практики Вселенской Православной Церкви встретило серьезное сопротивление со стороны и священнослужителей, и церковного народа. На Владимирском Соборе (1274 г.) было запрещено крестить обливанием.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников («крестных»), который активно обличал митрополит Фотий[2]. По древним установлениям восприемник должен был быть один: мужчина – у мальчика и женщина – у девочки. Тем не менее эта традиция закрепилась и стала на Руси почти повсеместной.

В XVII веке, после реформы, проведенной патриархом Никоном (коснувшейся Крещения лишь косвенно), чинопоследование Таинства практически не претерпело никаких изменений и сохраняется в том виде, в каком оно сформировалось к середине XVII столетия.


     [1] Анафема – соборно провозглашаемое отлучение христианина от общения с верными и от Святых Таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения – прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол.

    [2] Митрополит Фотий, грек из Морей, был поставлен в Константинополе для всей Руси (т.е. для юго-западной («киевской») и северо-восточной («московской») ее частей) 2 сентября 1408 г. В апреле 1410 г., в самый день Пасхи, новый митрополит достиг Москвы. Скончался 1 июля 1431 г.
Цит. по: Справочник православного человека / [ред.-сост. Пономарев Вячеслав]. - Москва : Даниловский благовестник, 2006-2009. / Ч. 2: Таинства Православной Церкви. - 2007. ISBN 978-5-89101-191-5