Беседы с настоятелем

29.07.2015

о. Димитрий, что же такое воспитание детей?

- это труд всей жизни. Задача детей, вылететь из родительского гнезда, « встать на крыло». Родители, как правило, видят свою задачу в утверждении ребенка возле себя. Это ошибка родителей, которые воспитывают ребенка для себя и видят в них реализацию себя. Ставят задачу перед ребенком, - каким он должен быть. Родители в христианской семье воспитывают ребенка для Христа. Хозяин чада - Бог, посеял семена и эти семена должно взрастить, собрать и принести Богу. Здесь не имеет принципиального значения плотное общение с ребенком, он может быть, где угодно, в школе, лагере, с друзьями. Но семечко благодати в нем растет, а родитель очень мудро и кротко, очень любовно и бережно возделывают в нем семечко, посеянное Богом. В конце концов, они должны придти к Богу вместе с детьми и сказать: « Вот я Господи, и дети, которых ты дал мне». Поэтому, нельзя забывать о самовоспитании. Если родители живут в страхе Божием, благочестиво, то и дети будут знать что это. Но это не значит, что они не будут грешить.

Батюшка, можно ли человека оградить от греха?

- нет, грех уже действует там, но человеку можно дать опыт покаяния, возвращения к Богу, радости, примирения, можно учить молитве. Можно дать первый опыт Причастия, благоговейной радости и духовной сладости. Это и есть христианское воспитание. И что же? - спросят многие, невозможно бороться с грехом и смотреть, как страсти терзают наших детей? - нет, мы с Вами должны быть самыми усердными молитвенниками за детей. А ЛЮБОВЬ НИКОГДА не тащит, не заставляет, не принуждает, любовь всегда дает человеку свободу, потому что любит. Отсюда становится очевидным вся дикость и дерзость наших интонаций в отношениях с детьми: окрики, приказы, условия. Забывая, что послушание – это самое трудное дело. Современный афонский старец, Порфирий Кавсокаливит говорит: «нашим детям нужно три вещи: молчание, любовь, молитва».

О.Алексий Уминский говорит: « Дети не воспитываются, дети вымаливаются», когда мы вымаливаем детей, желая чтобы они, встали перед Богом, мы доверяем Богу времена, когда они встанут перед ним. Но они должны быть готовы всегда: и в младенчестве, и в юности, зрелости и старости. А как только мы настояли на своем, Дух Божий от нас отходит.

А какие функции несет Воскресная школа?

- основная функция – воспитание, только современная модель образования подразделяет: образование и воспитание. Эти вещи не разделимы, они подразумевают друг друга. Образование – образ Божий, стремление
его достичь, по благодати. Человек призван стать подобным Богом. Поэтому лукавством современной идеологии является изъятие воспитательной составляющей. Химия, физика, математика, медицина – это спектр технических и прикладных наук, которые в конечном итоге приводят к Богу или нет. И тогда человек поклоняется случайности, создает нового Бога, идола, тогда в этой череде случайностей оправдывается грех, допускается и становится возможным, разрушение семьи, извращение и ниспровержение самых естественных понятий. Воскресная школа призвана воссоздать цельную картину мира, не просто указать на художника и творца, но и проиллюстрировать его действия в мире, через изучение Священной истории и истории Церкви, через приобщение детей к Богослужению, вручая им нравственные основы жизни.

Почему в подростковом возрасте, дети очень часто уходят из храма?

- уход из храма детей, к сожалению норма, которая вполне вписывается в подростковую психологию. Здесь нужен особый педагогический дар, чтобы отпустить ребенка и дать ему пройти весь путь взросления, испытаний,
отрицания, ему самому надо пройти путь «препарирования». Он должен сам разобраться во всем. И если учителя, наставники, родители –лишают его творческой инициативы , то ребенок гибнет в более зрелом возрасте, когда сталкивается с действием страстей и греха, он не способен дать отпор. Т.к. был лишен опыта
падения, покаяния, в самое лучшее время своего взросления.

Насколько далеко отпускать ребенка?

- Здесь принципиально важен опыт родителей, если родители благочестивы и совестливы, то у ребенка
есть стержень. А если родители его любят, то у ребенка есть пристань. - насколько далеко отпускать? – притча о блудном сыне: тот кто ушел – вернулся, а тот кто остался, стал врагом для брата и отца. Когда ребенку исполняется 14 лет, он заявляет: « не пойду в храм и баста!!!». Здесь расширяются глаза родителей, связывается язык, углубляется сердце. Здесь мы можем только молиться за свое дитя. Но когда дитя с потерями, тяжкими увечьями, нравственными ожогами проходит этот возраст – это уже не наше дитя, а Божие. Поэтому весь процесс воспитания – это процесс отделения, отпускания, разлуки с самого начала. Но как благодарно это дитя,

когда родители вручают ему его свободу и дарят ему свою любовь. В благодарность, он формирует свою семью,
таким же тернистым путем.

В процессе воспитания ребенка, должно ли присутствовать наказание?

- Наказание необходимо, а форма наказания м.б. разная. В Новом Завете физические наказания недопустимы, но естество человека, ветхозаветного склада, т.е. требует физического воздействия « око за
око», на этом построен уголовный кодекс РФ.

Семья должна всячески избегать скатываний к уголовному кодексу, а христианская семья тем более. Наказанием м.б.: лишение праздника, частичный бойкот, строгое соблюдение режима, отказ от общих семейных мероприятий, поездок, безусловное требование покаяния и исправления, часто публичного примирения.

Единственное табу для христианских родителей – наказывать детей со злостью, раздражением, карающая рука никогда не должна забывать, что она делает это по любви. Желая пользы, счастья и спасения своему ребенку. Любое наказание должно быть растворено мудростью и пониманием последствий, поэтому наказание - это прежде всего научение ( точный перевод).

Большое спасибо за ваши ответы о.Димитрий.