ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
09.06.2017

В восьмую неделю - воскресенье по Пасхе и в 10-й день по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, в девятом часу утра, когда ученики Господа были собраны в Иерусалиме, в горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго (Деян.2,2-4). Святители Марк Ефесский и Григорий Палама поясняют, что со Святым Духом на апостолов излилась всецелая энергия и благодать Божия, и они причастились божественной жизни Святой Троицы. Память этого величайшего проявления милости и любви Божией к людям святая Церковь празднует торжественно со времен апостольских. В этот день Бог-Троица завершил домостроительство спасения человечества, начавшееся воплощением и вочеловечением Сына Божия, продолженное Его земной жизнью, учением, искупительными страданиями, распятием, смертью, Воскресением, Вознесением и ниспосланием Святого Духа ученикам.

В этот день мы празднуем во славу всех Лиц Святой Троицы, и также во имя Святого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего новый, вечный завет Бога с человеком. Любовь Божия посвятила нас в великую тайну: Единый Бог открыл Три Свои Лица людям, насколько это доступно нашей природе. Мы чтим и поклоняемся нерожденному Богу Отцу, рожденному от Отца Богу Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и исходящему от Отца Богу Духу Святому, при этом не трем богам, а Единому Богу, по существу и природе Своей.

Радостно нам, что именно в русском сердце и в Русской Церкви почитание и любовь к Единому Богу-Троице получили столь обильную силу и развитие. Начало особому почитанию Святой Троицы в отечестве нашем положил преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец. Он воздвиг один из первых монастырей и храмов во имя Святой Троицы. В то время Русскую землю терзали княжеские усобицы и иноземное иго, требовалось объединение русских земель и народа. Епифаний, первый составитель Жития преподобного Сергия, поведал, что цель основателя Троицкого монастыря была в том, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мiра». Преподобный Сергий молился, чтобы разделенный ненавистью мiр преисполнился жизнью и любовью, которые царят в Троице Живоначальной. А преподобный Андрей Рублев написал, по дару Духа Святого, неповторимо прекрасный и верный образ Святой Троицы, подобного которому не было явлено во все времена. В житии преподобного Никона Радонежского говорится, что святой иконописец Андрей написал икону Троицы в похвалу преподобному Сергию.

В Ветхом Завете рассказывается о том, что Триединый Бог явился праведному Аврааму в образе трех странников. Это повествование дало нам возможность приблизиться к созерцанию Святой Троицы, насколько это возможно человеку, посредством зрительного образа, - иконы. При этом гениальный русский иконописец изобразил на иконе не трех странников и гостеприимство Авраама, как его предшественники, а нечто иное. Он изобразил Совет Святой Троицы, – нерасторжимое единство, надмiрную любовь, взаимное послушание и радость в общении Лиц Святой Троицы. Он выразил возвышенный образ Божественного безмолвия, исихии, где уже нет места многословию. Божественная реальность передается Духом Святым через сердце художника иконописному образу, и через него душе человека, созерцающего икону Святой Троицы. Так Бог и святой иконописец воплотили в красках идеал православного русского национального характера, – высочайшее сочетание любви, душевной кротости и крепости одновременно. Ученые люди многие годы бесплодно изобретают для нас национальную идею, а она уже давно явлена в Евангелии, в нашей православной вере, в иконах преподобного Андрея Рублева и в русских святых.

В праздничном евангельском чтении читались слова Господа Бога: Я свет мiру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Бог наш есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. В песнопениях праздника поется: «Свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух». И стихира праздника подтверждает: Дух Святой есть «свет и света податель». Свет прогоняет тьму и делает предметы видимыми, и еще свет оживотворяет. Свет истины – это Евангелие Сына Божия, это наша православная вера, это и фаворский свет, присущий Трем Лицам Бога. Каждый из нас призван в этот чудный свет, призван стать сыном этого света и наследовать царство света, –
царство Святой Троицы.

В Троицын день наш храм украшен, по древней традиции, зеленью и цветами. Они – символ оживотворения мiра Святым Духом. Души человеческие, прежде бесплодные добрыми делами и любовью, Духом Святым ожили и воскресли, подобно тому, как воскресает природа и расцветают цветы весной. В жизни мы дарим цветы любимым людям, и ныне зеленью и цветами свидетельствуем мы Богу о радости и благодарности оживотворенной Им души человеческой. Украшенный ветвями храм изображает и дубраву Мамврийскую, под ветвями которой Триединый Бог явился праведному Аврааму. Горница, в которой совершилось сошествие Святого Духа, по преданию, также была украшена ветвями и цветами.

Со времени грехопадения рай был недоступен для людей, но теперь он открыт для всех, желающих воспользоваться плодами искупления и освятиться благодатью Святого Духа. Рай – место радости не только духовной, но и духовно-телесной, есть в нем райские цветы и деревья, которые видели святые люди и даже некоторые наши современники во время так называемой клинической смерти. Поэтому на праздничной вечерне, во второй коленопреклоненной молитве, мы просим Сына Божия о упокоении верных в месте зелени райской. В прежние времена цветами и венками украшали жениха и невесту. В Троицын день, совершилось обручение и таинство брака Триединого Бога с душой человеческой, посредством Духа Святого.

Будем помнить, что целью вочеловечения Сына и Слова Божия является победа над смертью, приход Святого Духа в сердца людей и становление их членами Тела Христова, и через это, – жилищами Святой Троицы. Следовательно, целью жизни человека является причастие Святого Духа, через которое мы становимся живыми членами Тела Христова и входим в общение с Богом-Троицей.

Великой честью и радостью для нас является то, что мы принадлежим к Православной Церкви и призваны стать участниками вечного царства Света, Царства Святой Троицы. Приложим все силы наши, чтобы исполнить сие великое предназначение. Аминь.