Интервью с протоиереем Андреем Михайловым
О. Андрей, недавно мы поздравляли Вас с днем хиротонии, посвящения в священнический сан. Вы с молодости хотели стать священником?
Нет, среди моих ближайших родственников не было верующих людей. Пришел к вере и принял крещение я уже после окончания математического факультета Московского государственного университета.
Как Вы пришли к вере?
Мне было 25 лет, когда мы, молодые научные сотрудники, начали задумываться о смысле жизни. Христианская литература в то время отсутствовала, даже отыскать Библию было совсем непросто. Широко распространялась оккультная литература, издавались буддийские тексты. На поиски истины ушло три года. Многие рациональные доводы говорили о истинности христианства, однако другие отрицали. Обрести истину помог голос сердца: в православном храме душа ощущала присутствие мира и благодати.
Было еще благоприятное обстоятельство, о котором в то время я не подозревал – молитвы моих предков. До крещения близкие скрывали от меня, потом признались, что дяди обеих моих бабушек были священниками, имена их Петр и Феодор. Оба были расстреляны в 1918 году.
Расскажите о Вашем крещении и воцерковлении.
Однажды, когда мы с женой Татьяной приехали в Троице-Сергиеву Лавру, подошла незнакомая женщина и попросила меня отнести записку в монашескую келью. Батюшку звали отец Косма, мы познакомились, я стал приезжать и беседовать с ним. В результате Великим постом 1981 года отец Косма тайно крестил меня в надвратном храме в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Дальнейшее воцерковление мое проходило преимущественно в Троице- Сергиевой Лавре, в Москве посещал храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Помимо этого, постоянно посещал Государственную библиотеку имени Ленина и Научную библиотеку Московского университета в старом здании на Моховой. Читал духовную и историческую литературу, творения епископа Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев…
И тогда у Вас появилось желание стать священником?
Мыслей о священстве у меня не было. В 1987 году я поступил на работу в Издательский отдел Московской Патриархии, руководил которым митрополит Питирим (Нечаев). А в 1990 году протоиерей Максим Козлов предложил мне преподавать в Московской духовной семинарии, расположенной в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Уже став преподавателем, сдал экзамены экстерном за курс семинарии. В это же время работал на радио «Радонеж». Позже окончил заочно Московскую духовную академию, защитил диссертацию на тему «Старчество преподобного Паисия Величковского и его оптинских последователей». Присуждена ученая степень кандидата богословия.
В 1993 году игумен Косма, который в то время исполнял обязанности духовника Лавры, сказал: Андрей, пора тебя рукополагать. Для меня это было совершенной неожиданностью. Батюшка написал мне рекомендацию, и в 1994 году, в день памяти трех святителей в Покровском академическом храме меня рукоположили в диакона. Там же через восемь месяцев состоялась священническая хиротония, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
В каких храмах Вы служили?
Первый год, будучи клириком Покровского академического храма, сослужил также протоиерею Александру Шаргунову в храме святителя Николая в Пыжах. В 1995 году был переведен в московский храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. С 1 июля 2014 года являюсь клириком храма во имя Михаила Архангела в Летово. Все в жизни происходит по благой воле Господа. На новом месте меня встретило доброжелательное отношение настоятеля, сослужителей и прихожан.
Сегодня в чем Вы видите свое предназначение и призвание?
Помогать настоятелю отцу Димитрию в его неутомимом служении Богу и ближнему. Наиболее близкое мне дело – исповедовать, беседовать с прихожанами, отвечать на их вопросы. Думаю, в этом и состоит мое призвание.
В 25 лет Вы задумались о смысле жизни. К какому ответу Вы пришли за прошедшие годы?
Смысл нашей жизни неразрывно связан с замыслом Творца о Своем творении – человеке. Бог – бесконечное Благо – дает жизнь людям для радости и взаимной любви. Господь любит человека. Ради его спасения Сын Божий воплотился, страдал на Кресте, умер и воскрес. Бог-Троица желает дарить человеку Свои божественные свойства. С нашей стороны требуется вера и сотрудничество с Творцом в исполнении Его замысла. Высшая цель человека – вечная жизнь во взаимной любви с Богом в Духе Святом.
Какое участие человека в совершаемом Богом деле нашего спасения?
Путь к спасению – это следование за Христом. Это и исполнение благой воли Божией, и очищение ума и сердца для принятия Духа Святого, и внимательная молитва, и трезвение ума. Последнее означает: взирать на Господа и не принимать недобрые помыслы, влагаемые в наш ум дьяволом. Старюсь объяснять все это каждому человеку, ищущему путь к Богу, и в этом тоже смысл моей жизни.
Что Вы пожелаете нашим прихожанам?
Помнить, что мы составляем одну Церковь, один народ Христов. Очищение и спасение наших душ совершается Богом на основании наших совместных добрых усилий в делах веры и любви к Богу и ближнему.
Желаю всем нам вместе идти Евангельским путем к Свету и обрести вечную жизнь в Боге.