Праздник - Покров Пресвятой Богородицы
14.10.2023
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Христиане знают множество чудес, которые Божия Матерь совершила как в отношении целых народов, так и в отношении отдельных людей. Вот и сегодня мы празднуем Покров Божией Матери. Началом этого праздника послужило то видение, которое было дано святому Андрею Блаженному, Христа ради юродивому, который во Влахернском храме видел, как Божия Матерь молилась на воздусе за народ и распростирала над ним Свой омофор, защищая его от вечных несчастий и напастей.
Церковное предание хранит огромное количество случаев такой помощи Божией Матери. Сложилась даже целая традиция, когда молятся Божьей Матери в разных ситуациях и молятся перед разными иконами. Перед одной молятся, желая получить вспомощение в родах, перед другой, желая получить прибавление ума, перед третьей, желая исцелиться от тяжких болезней. Мы с вами привыкли к этим чудесам, привыкли к рассказам о них. И сами эти чудеса, несмотря на то, что они рождают в сердце христианском благодарный отклик, укрепляют веру и надежду, они отвечают, в общем-то, на вопрос, что Божия Матерь сделала для нас.
Но главный вопрос в том, кто Она, если можно так выразиться, Сама по Себе. Кто есть Божия Матерь? Обычно отвечают на это, что Она – Божия Матерь, Она Богородица, Она родила Христа. Это опять ответ на вопрос, что Она сделала. Сама о Себе Она говорит: «се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему» (Лук. 1, 38). Это говорит Она Архангелу Гавриилу, который благовествовал о том, что у Нее родится Иисус Христос. И всю жизнь Она была такой рабой Христовой, Она была молчаливым воплощением смирения. Молчаливым потому что, обращаясь к Священному Писанию, мы обнаружим, что в Евангелиях о Ней говорится гораздо меньше, чем об апостолах. Главные действующие лица Евангелий это апостолы и Сам Господь. О Ней говорится в основном только тогда, когда речь идет о Рождестве Христовом. Апостол Лука описывает еще благовестие от Архангела Гавриила Божией Матери. Апостол Иоанн Богослов повествует о том, что Она стояла у Креста, на котором был распят Христос. А в остальном в Евангелии почти не видно Ее.
Она незрима на страницах Евангелия. Быть может это связано с тем, что по Своей скромности Она упросила апостолов не упоминать о Ней. Но мы знаем, что Евангелие написано разными авторами в разных местах и в отсутствии Божией Матери. Быть может это связано с тем, что положение женщины на Востоке всегда было вторичным по отношению к мужчинам, к их роли, поэтому о женщинах не принято было писать и говорить. Но мы знаем, что Ветхий Завет сохранил вдохновенные рассказы о Деворе, о Юдифи, о Саломее, о других женщинах. Мы знаем, что Церковь трепетно относилась к памяти о Божией Матери. Существует воспоминание Дионисия Ареопагита, в котором он говорит, что при встрече с Божией Матерью он был изумлен. Он чувствовал невероятное благоухание благодати и свет, исходивший от Нее, и что если бы он не знал, что есть другой Бог, он подумал бы, что Она и есть Бог. В тоже время мы не помним по-настоящему, кроме церковного предания кроме Успения каких-то рассказов о Ее жизни после смерти, после распятия Христа. Она и после того, как Христос вознесся на небо, продолжала в молчании, в смирении и послушании Богу жить отпущенный Ей срок на земле.
И вот подвиг смирения Божией Матери, Ее молчаливое прияние божественного промысла. Он не в должной мере осознается нами, потому что об этом сказано очень много и стало уже общим местом. Мы с вами любим, когда рассуждают о том, что каждый христианин призван был Богом по благодати, о том, что христианин наследует Царство Небесное. Но никто из нас по-настоящему, если мы посмотрим в свое сердце, не желает быть рабом Божиим. Само выражение, само слово «раб» вызывает у нас неприятие. Мы не желаем быть ничьими рабами, в том числе и Господними, а хотим сохранить свои чувства, стремления, желания. Сам образ бытия человека в мире, когда он связан множеством отношений с другими людьми, когда он все время живет как бы на сцене, приводит к тому, что человек, так или иначе, самоутверждается. Каждый человек через свои слова, действия, поступки, через свои достижения как бы заявляет право на собственную уникальность, исключительность, заявляет право на то, чтобы его уважали, чтобы его любили, чтобы относились справедливо. Поэтому вот эта идея современная прав человека находит отклик в любом человеческом сердце и христиан и не христиан. Человек желает быть ценимым другими людьми. И поэтому человек старается утвердить себя в их глазах, как нечто непохожее, нечто уникальное, заслуживающее любви, внимания и уважения. Это стало общим явлением для каждого человека.
Это невозможно избежать даже христианину, ибо он живет в обществе, он живет среди других людей и волей или неволей в своих добрых делах он самоутверждается. Волей или неволей он своей жизнью старается заслужить не только от Бога, но и от людей внимание, любовь, уважение. Если сравнить вот это наше внутреннее, зачастую неосознанное стремление с тем, как жила Божия Матерь, то мы увидим, что имеем прямо противоположный пример. Божия Матерь в Своей жизни не утверждалась. Это и значит быть рабой Господней, предать свою жизнь воле Божией, быть смиренной перед всеми скорбями и несчастьями.
Да и смирение бывает разным. Бывает смирение активным, например, когда схимонахов Пересвета и Ослябю преподобный Сергий благословил участвовать в Куликовской битве, они восприняли этот благословение как продолжение своего монашеского подвига и участвовали в этой битве. Здесь мы видим пример активного смирения. Человек содействует промыслу Божьему, человек сражается за то, что ему близко, сражается за то, во что он верит. А в жизни Божией Матери таких случаев, наверное, не было. Она всю жизнь просто терпела и принимала то, что происходило с Ней, с окружающими Ее людьми, с Ее Сыном. Пассивно смиряться тяжелее всего, видеть все, что происходит, быть с этим внутренне несогласным и в тоже время смиряться под руку Божию, смиряться и терпеть в молчании в то время, когда в груди бушует огонь, бушуют чувства человеческие.
Вот сегодня празднуется тоже память преподобного Романа Сладкопевца. У него есть стихира на плач Богородицы, которая читается в Великую Субботу. Там есть такие слова, когда Божия Матерь, наблюдая, как Христа влекут на казнь, на распятие, говорит: «Камо идеши, Чадо? Чесо ли скорое течение совершаеши? Еда другий брак есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишеся, да от воды им вино сотвориши?» Если перевести со славянского на русский, Она говорит: Куда направляешься, Чадо? Зачем так быстро идешь? Идешь ли Ты в Кану Галилейскую, где будет другая свадьба и собираешься ли Ты сотворить там снова из воды вино? Конечно же, это не подлинные слова Божией Матери. Это реконструкция, это то, что вложил Ей в уста в стихире Роман Сладкопевец, Эти слова отражают веру Церкви в то, что Божия Матерь была человеком со всеми присущими Ей чувствами, надеждами, даже страхами, что Ей было очень тяжело смириться с тем, что Она видела. В этих словах Она как бы наяву грезит, вспоминая то светлое время, когда Она была со Своим Сыном на свадьбе в Кане Галилейской, когда все еще было безоблачно, когда Она радовалась вместе с Ним, радовалась Его милосердию, Его чуду, которое Он сотворил для тех людей, у которых кончилось вино.
Мы все с вами знаем, что нам в тяжкие моменты нашей жизни, в скорбях зачастую начинают вспоминаться какие-то светлые отрадные моменты. Это укрепляет нас. Поэтому так трогательно слышать эту стихиру о том, как Божия Матерь, чтобы подкрепить свои силы, вспоминала то, что было ранее, и потом молчаливо стояла у Креста, видя как Ее Сына распинают. Подвиг Божией Матери, Ее послушание, Ее смирение это и есть то, что низводит покров на нас, покров Ее молитв и заступничества. Божия Матерь была наиболее близким человеком ко Христу не только тогда, когда Она родила Его, когда воспитывала, но и по Ее душевному настроению, Ее смирению Она глубже всех вошла в эту божественную благодатную жизнь, ибо смирение низводит благодать в душу и в сердце. Говорят, что Господь за смирение, за послушание даровал Божией Матери такую благодать, что Она может молиться за христиан, спасать их. Это свидетельство Ее наиболее близкого отношения с Богом, полноты Ее смирения, которое было недоступно ни одному человеку на этой земле, ни апостолам, ни кому-то еще.
Мы должны понимать, что в этот покров, который распростерт над нами, мы можем войти, когда сами смиренны, сами послушны Богу, что он не автоматически действует над всеми нами, что не каждый заслужил его, потому что он ходит в храм. А что каждый воспринимает дары Божии и благодать Божию, заступничество по мере своего преуспеяния в смирении, в послушании Богу и воли Его, что для одних этот покров существует, а для других нет, точно также, как слепые не видят солнца, хотя оно светит всегда, а зрячие видят. Так и не смиренные и гордые этого покрова не имеют, потому что своими делами и поступками отвергают его. Отвергают ту благодать, которая всегда готова войти в сердце христианина, только бы он был готов. И даже на исповеди очень часто приходится сталкиваться с такой же ситуацией, когда человек, встречая скорби, чувствует, словно бы Дамоклов меч навис над ним, Дамоклов меч божественного промысла. И человек боится скорбей, боится несчастий, желает их избежать, желает ускользнуть от них. И поэтому главный его вопрос: что надо сделать, как надо молиться, как надо поступить, чтобы ускользнуть от этого божественного возмездия или наказания, которое вовсе не возмездие и не наказание, а врачевание.
И вот самое сложное в этой ситуации смириться с тем, в каких обстоятельствах ты находишься, куда ты помещен Божиим промыслом, с теми скорбями, которые посланы лично тебе. Именно смирение является единственной возможностью успокоиться, примириться с тем, что происходит, перестать волноваться и тревожиться сверх меры, ибо смирение низводит в душу укрепляющую благодать, которая помогает человеку выстоять. А без него, сколько ни ускользай, сколько ни пытайся выбраться из-под Дамоклова меча, все равно Божий промысел не оставит тебя в покое, все равно каждый из нас должен пережить болезни, страдания, в конечном итоге смерть. И поэтому лучшее, что мы можем сделать в своей жизни, чего Господь от нас ждет, чего ждет Божия Матерь,чтобы Ее молитвы о нас стали сильны, помогли нам - это послушание Богу, смирение пред Его промыслом, это предать себя под крепкую руку Божию.
Другого пути нет. Спаси всех Господь.
Аминь.
Иеромонах Димитрий (Волков)
14 октября 2018 г.