Слово настоятеля храма о ситуации, возникшей вокруг Украинской Церкви.

Слово настоятеля храма о ситуации, возникшей вокруг Украинской Церкви.
05.01.2019

Молчанием предается Бог. Это сегодня относится к ситуации, возникшей на Украине в связи с вопросом о предоставлении автокефалии Украинской Церкви.

Весь драматизм в том, что Украинская Церковь ее не просит. Ей вполне достаточно автономии, того канонического устройства, при котором она имеет максимальное количество прав и полномочий, кроме избрания своего патриарха. К слову сказать, та «автокефалия», о которой говорит Константинополь – поражена в правах гораздо больше любой автономии: ни о самостоятельности, ни о единстве Украинской церкви в Стамбуле не помышляют, а об избрании патриарха и не говорится. «Стамбульский архиеретик», который до иудиной корысти в отношении малороссийской земли являлся Патриархом Константинопольским, не собирается вручать Украинской Церкви ее судьбу, а собирается присоединить к своей эфемерной, отсутствующей в географическом отношении поместной Церкви – огромную Украинскую митрополию. Присоединить на правах вассала.

Это - узурпаторство и вероломство. Это Разделение не только Поместной Церкви, но всей полноты Вселенской Церкви - Тела Христова, это христопродавство и богоборчество.

И необходимо высказаться на тему Украинского раскола, чтобы, в том числе, не попасть под осуждение Христовых палачей, иуд и равнодушной толпы, на глазах которой терзают Церковь – Невесту Христову.

Но, по порядку:

История

Исторически, Церковь в восточных славянских странах окормлялась духовно (братья Кирилл и Мефодий) и административно из Нового Рима – Константинополя, столицы Римской (Ромейской, Византийской, - как хотите) Империи. Империя единовременно может быть только одна. Единственная. И именно Римская Империя и была таковой на протяжении 1500 лет. В результате внутренних смут и внешней экспансии Римская Империя в 1453 г. перестала существовать. Турки, завоевавшие Константинополь, предоставили Греческому Патриарху право заступаться и ходатайствовать за христиан перед турецким султаном. Причем – за всех христиан, оказавшихся на завоеванной территории. Это почти вся бывшая территория Римской Империи с балканскими народами, Ближним Востоком и северной Африкой. Султану был не досуг разбираться в каноническом устройстве Христианской церкви и все жалобы, и недоразумения он выслушивал только от Константинопольского патриарха, которому он милостиво разрешил остаться в Городе, хотя и на его окраине - на Фанаре.

Отсюда берут начало амбиции «вселенского патриарха» и его жажда власти над другими древними поместными церквями Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Под гнетом турок ни у одной из поместных церквей не было сил и средств выяснять свой правовой и канонический статус. Все оставалось в рамках церковного права, прописанного еще в 451 г. на IV Вселенском Соборе.

К XV-XVI вв. лишь Московская Церковь оставалась абсолютно свободной и самостоятельной. Русские великие князья всячески сочувствовали и жертвенно помогали восточным патриархам в их тяжком положении, денежными средствами и политическим заступничеством.

Вопрос о самостоятельности Русской Церкви уже не раз поднимался и ставился на повестку дня в течении столетия и в связи с Флорентийской унией, которую подписал Константинополь; и в связи с невозможностью назначать и избирать греческих митрополитов на русскую кафедру (как это было до XIV в); и в связи с избранием Московского Великого Князя, а именно Иоанна IV Васильевича Русским Царем и помазанием его на Царство, подтверждением его титула на Афоне и в Константинополе и всеми восточными патриархами. А когда сформулировали: «Москва – Третий Рим», стало понятно, что Империя существует, если не де-юре, то де-факто, покровительствуя Православию во всем мире. И в 1589 г. первым патриархом Московским и всея Руси стал святой старец Иов. И, естественно, все православные, бывшие на территориях Речи Посполитой, Литвы или вольных казацких землях считали себя канонически относящимися к Москве, Патриарху всея Руси. Что и политически закрепилось в 1654 г при воссоединении Украины с Россией.

360 лет духовного мира и церковного единства не нарушали спорадические выкрики сектантов, униатов, раскольников, революционных провокаторов или нацистских агитаторов, предателей, полицаев и палачей. Пока к этому гомону не присоединил свой голос нынешний президент Украины, пообещав добыть автокефалию и «независимость» Украинской Церкви любой ценой.

Современность

На сегодняшней территории Украины развёрнут плацдарм для ведения войны против России. Войны информационной, холодной, горячей, гибридной, экономической… да какой угодно! Это очевидный факт. То, что не получилось в начале XX в, стало возможным в начале XXI в. Тут не нужны теории мирового заговора или закулисные интриги и пропагандистские штампы, уже все маски сброшены. Всеобщая слепая ненависть, агрессия, оголтелая пропаганда и шантаж, провокации и санкции, военная техника: танки пушки, «БУКи» и «стингеры», боевые катера и самолеты – всё это, орудия ведения современных боевых действий, давно уже громят рубежи нашего Отечества. Теперь -Церковь. Ее не должно быть! Это не благородный лозунг о «самостоятельности» или «независимости» - это дымовая завеса, за которой уничтожается Церковь на Украине. Русская Церковь. Православная Церковь. Христианская Церковь.

Ситуация усугубляется деятельностью и заявлениями откровенно продажной и алчной фигуры нынешнего квартиранта Фанарской резиденции Константинопольских патриархов клятвопреступника Варфоломея. Дав клятву при епископской хиротонии хранить Догматы, Устав, Каноны и единство Церкви, Варфоломей нарушил ее, как только услышал окрик из Вашингтона и увидел деньги из Киева (читай – из Вашингтона).

Но, конечно, его деяния не могут основываться на этих «обстоятельствах». Обоснованием становиться откровенная ложь и передёргивание исторических фактов.

Каноны Церкви

Уже упомянутый нами IV Вселенский Собор узаконил порядок обращения епископов с апелляцией к архиепископу Поместной Церкви (9-е и 17-е Правило). Епископы Иерусалимской Церкви – к Иерусалимскому Патриарху, Антиохийской – к Антиохийскому, греческие – к Константинопольскому и т. д. Нынешний глава греческой Церкви пытается убедить мировое сообщество в своем исключительном праве принимать споры и апелляции от всех (!) епископов, вне зависимости от их канонической принадлежности, ссылаясь именно на эти правила IV Вселенского Собора. Новое, теперь уже Константинопольское папство рождается на наших глазах. В историческом плане еще курьезней. Фанарская юриспруденция пытается отозвать свое согласие об автокефалии Русской Церкви XVI в, якобы предоставленное, как временное, и в связи с историческими обстоятельствами. Пытаясь вернуть отношения церквей в XV в.

Вывод – неутешительный. Раскол усуглубляется. О покаянии никто не помышляет, центробежные силы нагнетают давление, противостояние обостряется, Страх Божий и элементарное благоразумие – утрачены напрочь нынешними вождями раскола и новых ересей на Украине, в Стамбуле и Вашингтоне. Ожидать уврачевания церковного мира на Украине не приходится. И, чтобы не написал новый папа Стамбульский в своей хартии-«Томосе» киевскому бесчинному сборищу, – это уже является вмешательством в чужую юрисдикцию, нарушение церковного мира и разрушение христианского единства.

Поэтому нам придется защищать Церковь Божию. Словом, делом, и, если понадобиться, жизнью. Ради Христа, ради Богородицы. Ради сонма святых и Новомучеников Церкви Русской - Киевских, Московских, Харьковских, Екатеринбургских…

Господи, умудри и вразуми, наставь и поддержи!

настоятель храма Архангела Михаила в Летове

протоиерей Димитрий Кувырталов