Сретение Господне 2015 год

06.04.2015

Сретение Господне – двунадесятый праздник, отмечается 15 февраля по-новому стилю.

Слово «сретение» означает встреча. К этому празднику приурочен также День православной молодежи, который вот уже несколько десятилетий отмечается всем православным миром. На 40-й день по Рождестве Христовом Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме и посвящались Богу.

При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорождённых от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождающий Богоматерь Иосиф Обручник - опекун Богомладенца, - так же, как и обычные родители, принёс за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения - двух голубиных птенцов.

В это же время в Иерусалиме жил «человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 25-26). Симеон - учёный человек, в числе 70-ти переводчиков в 3 веке до Рождества Христова при египетском царе Птоломее переводил Священное Писание Ветхого Завета. В книге пророка Исаии, при переводе фразы "Се Дева во чреве примет и родит Сына...", он хотел исправить слово "Дева" на "молодая женщина", потому что не поверил, "как может Дева родить?" Ангел Божий предстал пред ним и запретил исправлять, предсказав, что он сам станет свидетелем этого чуда.

И вот этот день наступил. Когда Иосиф и Мария принесли в храм Младенца Христа, Симеон по вдохновению Святого Духа пришёл в храм. В это же время в храме служила пророчица Анна. Никто из обычных посетителей храма не увидел в принесённом Младенце Спасителя мира, однако «род человеческий, - говорит архиепископ Херсонский Иннокентий, - успел выслать на сретение Его двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом». Пророческий взор Симеона остановился на Деве Марии, державшей на руках Божественного Младенца. Старец увидел в Нём "Утешение Израилево", обетованного Мессию и в священном трепете и восторге воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, так так видели очи мои спасение Твое, свет во откровение народам и славу людей твоих». "Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём", - замечает евангелист и продолжает: "И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: вот лежит на падение и на восстание многих в Израиле..." (Лк. 2, 33-35). В этих словах Симеон, названный позже Богоприимцем, провидит то время, когда покоящийся на его руках Младенец Иисус выйдет на проповедь и как различно воспримут Его люди.

В Иерусалимской Церкви этот Праздник был уже в 4 столетии. Однако Особенная торжественность празднованию Сретения Господня была придана при императоре Юстиниане (527-565). Константинополь и его окрестности поразила эпидемия моровой язвы, принявшая угрожающие размеры. Затем произошло грозное и опустошительное землетрясение в Антиохии, от которого город был сильно разрушен и погибло много людей. В Праздник Сретения Господня в Константинополе было совершено торжественное бдение, сопровождавшееся усердной молитвой об избавлении от постигших бедствий. Моровая язва прекратилась. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная". Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35). В дореволюционном издании "Чудотворные иконы Божией Матери" указывается на различие между иконами "Умягчение злых сердец" (называемой также "Симеоново проречение") и" Семистрельная", которое состоит в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены по-разному: на иконе "Умягчение злых сердец" ("Симеоново проречение") – по три справа и слева, а один (седьмой) снизу, а на иконе "Семистрельной" – три с одной и четыре с другой стороны.

протоиерей Димитрий Кувырталов