Сретение Господне 2017

Сретение Господне 2017
15.02.2017

2 февраля по церковному календарю (15 по гражданскому) празднуем Сретение Господне. Младенец Иисус на сороковой день после Рождества был принесен в иерусалимский храм, чтобы совершить благодарение Богу и принести очистительную жертву, по предписанию ветхозаветного закона. В этот день Церковь прославляет Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и родившую Его по плоти Пречистую Богородицу.

Слово церковно-русского языка «сретение» означает «встреча». По повелению Духа Святого праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица встретили и прославили Богомладенца Христа. Событие это описывает евангелист Лука (2,22-39). Согласно Преданию Церкви, благочестивый старец Симеон был одним из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык. Перевод этот получил название Септуагинта – перевод семидесяти. Духом Божиим Симеону было обещано, что он не умрет, пока не увидит своими глазами пришедшегося на землю Спасителя мира. Возраст старца далеко превысил пределы человеческой жизни, ибо перевод Священного Писания на греческий язык был осуществлен более чем за сто лет до Рождества Христова.

(Септуагинтой пользовались все древние святые отцы и литургисты Православной Церкви, среди них святитель Иоанн Златоуст, и именно с этого текста сделан перевод Ветхого Завета на церковно-славянский язык. Сохранились списки Септуагинты, переписанные задолго до Рождества Христова. Еврейский же текст Ветхого Завета во II - III веках по Рождестве был отредактирован иудеями-талмудистами, правке подверглись пророчества, указывающие на мессианство Иисуса Христа. Этот текст получил название масоретского. Все более древние списки Ветхого Завета были уничтожены иудеями, однако находка в ХХ веке древних кумранских рукописей показала сходство древнего еврейского текста с текстом Септуагинты).

В день Сретения старец Симеон принял на свои руки Младенца Христа и произнес слова, которые ежедневно звучат в храме за вечерним богослужением. В русском переводе они звучат так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,29-32).

Обращаясь к Богоматери, праведный Симеон прорек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2,34-35). Дух Божий пророчествовал через старца о грядущем разделении человечества на тех, кто «за Христа и в Боге», и тех, кто «против Христа и вне Бога». Слова об оружии – мече, который пронзит сердце Богородицы – это пророчество о тех страданиях, которые предстоит испытать Ей во время мучений и смерти на Кресте Ее Сына.

Богоматерь и праведный Иосиф принесли в иерусалимский храм два голубиных птенца, потому что ветхозаветный закон предписывал при рождении первого ребенка мужского пола приносить за него жертву Богу. Новозаветный евангельский закон духовен. Святые отцы говорят, что каждый христианин – епископ своего сердца. В сердце призван он приносить Господу богоугодные помышления, чувства и молитвы. Закалывать и пожигать в сердце все злые и греховные мысли, чувства и похотения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, — вот высота, к которой привлекались мои взоры» (Речь при наречении во епископа Кавказского и Черноморского). Особенно подчеркивал святитель значение покаянного чувства: «Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа» («О приготовлении к молитве»).

Жизнь дается каждому человеку для того, чтобы он познал Христа и встретился с Ним. Духовный смысл праздника – в долгожданной встрече всего человеческого рода, в лице праведного Симеона, со своим Спасителем, Который есть Путь, Истина и Жизнь, а также Источник всякого добра, блага, красоты, мира и радости. Этот день стал границей двух эпох и двух заветов Бога с людьми – Ветхого и Нового. Вся предшествующая история человечества, после грехопадения праотцев – томительное ожидание радостной встречи с Господом. Сегодня мы празднуем это Сретение Бога и человека, и благодарим Спасителя за любовь и милость ко всем верящим Ему, надеющимся на Него и любящим Его.

Аминь.