Светлая печаль великого поста 2015 год

10.04.2015

"Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с Постом. Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха", - такими словами начинается книга протоиерея Александра Шмемана "Великий пост".

Во времена первых христиан главной целью Великого поста становилась подготовка "оглашенных" (то есть новообращенных христиан) к крещению, совершавшемуся во время литургии в Великую субботу. Однако это первоначальное значение Поста не утратило своей актуальности и поныне.

Мы же живем так, будто Христос никогда не приходил. И это единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и грусть нашего номинального христианства. И если мы это поймем и признаем, то только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост.

В суете каждодневных забот мы забываем об истинном значении поста, о покаянии, считая, что пост - это обязательство воздерживаться от развлечений, скоромной пищи, исповедь и причащение (лучше на Пасху, потому как в этот светлый день батюшки разрешают причащаться практически всем, кто дойдет до храма и достоит до конца службы). И вот уже о Великом посте можно честно забыть до следующего года.

И все же главная наша задача за эти 7 недель - постараться вникнуть и понять учение Церкви о посте, то есть стать православными не только по имени, но и по сущности.

Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широкой дорогой. Христос через Евангелие предлагает: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Можем ли мы без помощи Церкви решиться на этот выбор, можем ли мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое каждый год Церковь дает нам в день Пасхи? Так вот для чего нужен Пост: это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь.

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о 40-дневном посте Спасителя в пустыне. Еще в Ветхом Завете Господь велел сынам Израилевым каждый год отдавать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали. Поступая таким образом, они имели благословение во всех делах своих.
Зная это, апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, то есть время Великого поста посвящать Богу, чтобы и мы были благословлены во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, совершенных за год.

Общей особенностью великопостного богослужения является особая продолжительность службы с уменьшением торжественности: больше чтения псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего"...

Особая тема великопостных суббот (за исключением первой и пятой) - это тема смерти. Это дни поминовения всех усопших "в надежде воскресения и жизни вечной", которые готовят нас к субботе Лазарева воскресения и Великой святой субботе Страстной недели, когда Христос победил смерть: "Где твое, смерте, жало. Где твоя, аде, победа". Радостный (седьмой, субботний) день Творения стал в грехопадении днем смерти. Но смерть Христова восстанавливает его, делая днем нового творения, побеждая и уничтожая то, что превратило этот мир в торжество смерти. И главная цель Великого поста - помочь нам обрести полноту христианской веры, надежды и любви.

протоиерей Димитрий Кувырталов