Святой праведный Николай Кавасила

03.07.2022

Праведный Николай Кавасила (память 20 июня – 3 июля по новому стилю) родился в 1322 году. В молодости он получил хорошее образование и активно участвовал в политической жизни Византийской империи. При этом он посещал кружок благочестивых мирян, творивших Иисусову молитву. Это было время споров между святителем Григорием Паламой и Варлаамом о возможности обожения человека посредством нетварных Божественных энергий. Николай сделался учеником и спутником святителя Григория, удалился с ним на Афон и пребывал там год в безмолвии и молитве. Неизвестно, оставался ли он до конца своих дней исихастом в миру или принял монашеский постриг.

Николай отошел от общественной жизни и предался размышлениям о таинстве Христа, пребывающего в Церкви. Он предпочитал жить в тишине и работать над двумя знаменитыми сочинениями: «Жизнь во Христе» и «Объяснение Божественной литургии», которые свидетельствуют о его святости.

В трактате «Жизнь во Христе» святой Николай показывает, что каждый верующий в Таинствах крещения, миропомазания и причащения получает истинное существование и жизнь, согласную замыслу Божию о человеке. Христианин возрастает духовно стяжанием добродетелей и осознает, что Сам Христос обитает и возрастает в нем посредством Святого Духа.

Праведный Николай говорит, что Воплощение Христа есть основание всей духовной жизни, ибо оно соединило разделенное и сделало возможным причастие тварного человека нетварному Богу. Жизнь во Христе начинается  на земле и ведет в Вечное Царство, которое становится доступным уже сейчас в Церкви. В Таинствах Христос изливается на каждого из ее членов и соединяется с ним, как свет, проникающий в помещение через окно.

Сын Божий совершает великое Таинство брачного союза с человеком, даруя ему вечную жизнь. Однако присутствие Господа в нас становится действенным только при нашем сотрудничестве с Ним (синергия), когда мы с любовью и благодарением храним великий дар Божией благодати. Поэтому духовная жизнь христианина состоит в том, чтобы блюсти в чистоте тело и чувства, с которыми соединен Христос, и помнить о том благе, которое Он явил нам. Никто не склонится ко злу, если осознает безмерную любовь, которой возлюбил нас Христос, принеся Себя в жертву на Кресте ради того, чтобы сделать нас Своим храмом и Своим Телом. Для человека, осознавшего эту любовь, Господь становится истинным его желанием и радостью. Такой человек обретает ум Христов, исполнение заповедей становится для него легким. Возрастая в добродетелях, он отождествляет свою волю с волей Спасителя, радуется тому, что радует Христа, и печалится о том, что Его печалит. Человек становится причастником Божественных свойств, и Божественная любовь становится его жизнью.

В своих гениальных сочинениях святой Николай Кавасила показал, что обожение и единение со Христом есть конечная цель и предназначение каждого человека.