Вход Господень в Иерусалим

17.04.2022

События, связанные с Входом Господним в Иерусалим, описываются всеми четырьмя евангелистами (Мф. 21; 1 – 11, Мк. И; 1–10, Лк. 19; 29–44, Ин. 12; 12–19). В Евангелии от Матфея говорится:

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Почему народ так торжественно и восторженно встретил Христа? Главной причиной было предшествующее Входу Господа в Иерусалим событие: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он воззвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо . Влияние этого факта на народ было настолько сильно, что архиереи решили убить не только Христа, но и Лазаря, потому что его воскрешение убеждало в мессианском достоинстве Иисуса.

Народ встречал Иисуса как Царя – об этом говорят некоторые детали евангельского повествования. Так Его ученики сняли с себя верхнюю одежду и положили ее на осла, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными пальмовыми ветвями (ваиями), как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Кроме того, когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, апостолы приветствовали Иисуса как Мессию словами 117 псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!»

Торжественная встреча Христа возбудила радость в народе и… негодование и зависть среди фарисеев. Думая, что такое великолепное шествие было организовано апостолами, они потребовали от Господа: Учитель, запрети ученикам твоим! (Лк. 19; 39). Но Христос, ответил им: Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19; 40). Фарисеям не удалось остановить торжественную встречу, устроенную народом Иерусалима и всеми, пришедшими во Святой Град. Даже дети восторженно приветствовали Господа, восклицая: Осанна Сыну Давидову! Когда книжники и фарисеи обратили внимание Христа на это «богохульство», Господь, скрывавший до этого Свою Божественность перед людьми, ответил: Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

Въехав в Иерусалим, Христос пошел в Храм, откуда выгнал всех торгующих, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей, сказав: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Тут же к Иисусу приступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию».

Событием Входа Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на Кресте открывается последняя страница общественного служения Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица – неделя страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших своего Бога людей.

На Руси празднование входа Господня в Иерусалим совершается с самых первых лет принятия христианства. Особенно пышно празднование совершалось в Москве в XVI веке. Торжественный Крестный ход отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к собору Василия Блаженного, и на Лобном месте совершалось специальное молитвенное чинопоследование. Процессия представляла собой необычное зрелище: за привычными для Крестного хода запрестольными иконами и хоругвями на санях возили огромное дерево, украшенное искусственными цветами и сухофруктами.

Обычай приходить на праздничное богослужение с пальмовыми ветками возник на основании евангельского повествования. От восточной традиции употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) произошло название праздника – Неделя «ваий», «Цветоносия», «Цветная». В России этот праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи заменяются вербой.

В некоторых храмах возрождают древнюю традицию, когда присутствующим за утреней раздаются букетики распустившейся вербы со свечами в память той первой встречи Господа. Молящиеся с вербой в руках встречают невидимо грядущего Господа, как своего Владыку и победителя  ада и смерти.