Проповедь протоиерея Андрея Михайлова в Московском Богоявленском соборе в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 2015 г.

24.09.2015

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляем всех со светлым праздником. Рождество Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии несет радость всему миру. «Рождество
Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Долгожданной радости Рождения Девы Марии предшествовали тысячелетия скорби и печали. Ветхий Завет открывает нам, что причина того – повреждение человеческой природы при грехопадении Адама. У первых людей ослабела любовь к Богу, и они сотворили волю дьявола. Не захотели покаяться и подпали проклятию. Тогда Бог возвестил им далекое будущее: Семя (то есть сын) жены сотрет главу змия, – победит сатану (Быт.3,15). Семя – Христос, Жена – Богородица.

Прошли тысячи лет, и обетование Божие исполнилось. Сегодня мы с радостью в сердце празднуем Рождение этой чудной Жены, ставшей Матерью Бога. Она и Матерь Жизни, ибо «Сын Ее Бог» (свт. Андрей Критский), «ставший человеком» (свт. Иоанн Максимович), нашим Спасителем. «Сегодня начало спасения миру», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. И радость наша сугубая. Иисус Христос, Сын Бога и Пречистой Девы, назвал Своим братом человека, исполняющего волю Отца Небесного (Мф.12,49-50;Мр.3,34-35). В Таинстве Причащения мы и телесно соединяемся с Телом и Кровью Спасителя, воспринятыми Им из плоти Матери. Значит, Богородица является и нашей Матерью. В Ее лице мы имеем неусыпающую Молитвенницу и «в предстательствах непреложное Упование».

Вчера на праздничном богослужении мы слышали слова из книги Притчей царя Соломона: Премудрость созда(ла) Себе дом (Притч.9,1). Премудростью Божией Церковь именует Сына Божия, Господа Иисуса Христа. По слову апостола Павла: Мы же проповедуем Христа… Божию Премудрость (1 Кор.1,23,24). А Домом Премудрости святая Церковь называет Пречистую Деву Марию Богородицу, носившую во чреве Слово Божие. Из Нее родился Иисус Христос, Бог и человек. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю Слову приготовлен гостеприимный дом; для Солнца Правды распростерто светлое облако». Домом Премудрости именуются также Церковь Божия и сердца христиан. «Премудрость Божия создала себе домы из избранных душ человеческих», – говорит святитель Николай Сербский.

Христиане всегда любили и почитали Богородицу. В православной Византии Ей посвящали храмы, писали прекрасные иконы. Насколько это почитание ненавистно дьяволу, свидетельствуют порожденные им ереси несторианства и иконоборчества (Несторий отрицал, что Мать Иисуса Мария является Богородицей), и впоследствии протестантизма. Но и до сего дня живет неизменно любовь к Божией Матери в Православной Церкви и народе. Наиболее сильно явлена она на святой горе Афон.

Особенно любит и почитает Матерь Божию русский народ. Бог породил наш народ, призвав к вере и покаянию язычников славянских и иных племен, живших на просторах нашей Родины. Они услышали призыв Божий, приняли в сердце слово Божие, обрели единую истинную веру православную.

Бывшие язычники примирились с Богом, стали детьми Божиими по благодати, и Богородица стала их Матерью. Бог вселился в сердца человеческие, и люди, дотоле разделенные, составили единый дом Господа Вседержителя. Сила Божия родила в таинстве Крещения новый народ Божий, насадила на Русской земле виноград Свой – Церковь Православную, дом Бога Единого, в Троице покланяемого.

Святая Троица особо почитается русским народом со времени преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Андрей Рублев написал, по дару Духа Божия, неповторимо прекрасный и верный образ Святой Троицы. Ничего подобного ему нет во всем мире. Обычно на иконе Троицы изображали трех странников в виде ангелов и гостеприимство Авраама. А святой русский иконописец изобразил Совет Святой Троицы, – нерасторжимое Единство, надмирную Любовь, взаимное Послушание, Мир и Радость в общении Лиц Святой Троицы.

В наше время ученые люди тратят много сил и времени, изобретая для нас национальную идею. Но еще в ХV
веке святой иконописец Андрей, вдохновленный благодатью Божией, в иконе Святой Троицы воплотил в красках идеал русского национального характера, – высочайшее сочетание любви и мира, душевной кротости и крепости одновременно. А идея, образовавшая и хранящая наш народ, явлена две тысячи лет назад в жизни по
Евангелию, в нашей Православной вере, в любви к Святой Троице и к Деве Марии. И на иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева таинственно присутствует образ Богородицы. Символом
Матери Божией является Евхаристическая Чаша, содержащая Тело и Кровь Христовы. На иконе Троицы присутствуют сразу две чаши. Одна из них стоит на столе, очертания другой образуют фигуры двух крайних ангелов.

Богородице посвящалось множество русских храмов, начиная со времени Крещения Руси. Самый прекрасный из них – это белокаменный храм Покрова Божией Матери под Владимиром. Храм Покрова на Нерли можно сравнить с драгоценной жемчужиной. Он – как посвященная Богородице песнь в камне, устремленная от земли к небу. Построен он в ХII веке святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским. О вере и любви святого князя Андрея к Приснодеве Марии и о явлении помощи Божией в созидании храма свидетельствуют слова летописи: «По вере его и по тщанию к святой Богородице привел ему Бог мастеров из всех земель».

Братия и сестры, русскую землю издревле называют Домом Пресвятой Богородицы. Когда
святой благоверный великий князь Александр Невский возвращался после чудесной
победы над ливонскими рыцарями, народ радостно восклицал: «Господь, пособивший
кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за
веру православную, за Дом Пресвятой Богородицы».

Главный русский храм во имя Божией Матери – Успенский собор Московского Кремля. В
смутное время Козьма Минин призывал народ постоять за Дом Пресвятой Богородицы.
Всем было ясно, что говорил он о Московском Успенском соборе и обо всей Русской
земле.

История государства Российского свидетельствует, насколько Матерь Божия любит православный народ. Бесчисленное количество раз она спасала Русскую землю и Православную Церковь от порабощения и уничтожения, а православных людей – от греха, дьявола, болезни, смерти и множества бед. Вспомним только одно великое событие нашей славной истории. Именно в день Рождества Богородицы святой великий князь Дмитрий Донской, по благословению преподобного Сергия Радонежского, вступил в сражение с золотоордынскими завоевателями на Куликовом поле. Несмотря на численное превосходство врагов, Бог даровал полную победу православному русскому воинству. Эта великая победа положила начало собиранию Богом разрозненных русских земель вокруг Москвы, в единое православное царство, охватившее шестую часть Земли.

Много веков Россия и народ русский передавали православную веру потомкам и несли ее
другим народам. Постепенно началось отступление. В ХХ веке государство
Российское стало богоборческим и начало распадаться. Повторялось вновь происшедшее
в древности с другим народом. За отступление от пути Божия Господь предрек
народу израильскому: «Я… рассею тебя по народам, и развею тебя по землям… и
сделаешь сам себя презренным перед глазами народов» (Иез.22,14-16). И до сего дня
мы несвободны, живем под епитимией санкций от богоборческих властей мiра сего. Но возвращение Крыма в
состав Русской земли – верный знак начала нашего примирения с Богом.

Возрождение духовное и материальное нашего народа и государства неразрывно связано с
возрождением идеалов евангельской жизни в душе каждого из нас. На этом пути необходимы
крепкая вера Богу, надежда, мужество и много терпения, по слову: Терпением вашим спасайте души ваши
(Лк.21,19), и: Претерпевший до конца спасен будет (Мф.10,22). Не поддадимся дьяволу, внушающему нам ропот на жизненные трудности, осуждение всех и вся и уныние. Надежда наша на Бога, Он – Отец
наш, на Сына Его Иисуса Христа Спасителя нашего, на Святого Духа Утешителя и на
Деву Богородицу, Матерь Божию и нашу. Надежда не посрамит, лишь бы укоренялись
в нас православная вера и жизнь по правде Божией.

Пример терпения и упования в скорбных жизненных обстоятельствах являют нам родители
Девы Марии. Церковное предание повествует, что в городе Назарете жили немолодые
бездетные супруги Иоаким и Анна. Всю жизнь они служили Богу и ближним и 50 лет
молились о даровании им чад. В древнем Израиле отсутствие потомства
расценивалось, как Божие наказание за тяжкие грехи. Бездетные супруги
подвергались обидам и поношениям. После того, как Иоаким не был допущен к
совершению жертвоприношения, он сорок дней и ночей молился в пустыне, говоря: «не
войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне
едою и питьем молитва». Анна также молилась Богу с плачем и рыданием. И явился
им Ангел Господень и сказал, что Бог внял их молитве и дарует им потомство.

Последуем и мы примеру праведных родителей Богородицы. Во всех жизненных обстоятельствах возложим упование на Господа и Пречистую Его Матерь. Тогда, по слову святителя Феофана Затворника, «ваша вера и упование дают Богу простор действовать в вас всею силою благодати Своей» (на Кол.1,23).

Братия и сестры. Всякий, обращающийся с молитвой к Царице Небесной, находит в Ней утешение в скорби, свет и радость для души. Празднуя сегодня, вместе со всею Церковью, Рождество Пресвятой Богородицы, от всего сердца возвеличим Матерь Божию и нашу, и праведных Ее родителей: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое».

Аминь.