СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
01.11.2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сердечно поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником в честь иконы Божией Матери, именуемой «Казанская».

Сегодня этот день мы всенародно отмечаем не только как церковный праздник, но и как гражданский. Это свидетельствует о том, какие изменения произошли в нашем Отечестве. Если церковный праздник полагается в основу праздника государственного, это значит, что Церковь и государство готовы взаимодействовать, а не бороться друг с другом, как это было совсем недавно в период гонений на Православную Церковь в нашей стране.

В основу празднования сегодняшнего Дня народного единства положено историческое событие, связанное с историей первопрестольного града Москвы: освобождение Москвы от польских интервентов. В трудную годину Смутного времени пресеклась законная царская династия, и иноземные захватчики вознамерились посадить на московское царство своего ставленника – Лжедмитрия, который управлял бы страной, руководствуясь польскими интересами. Удивительно, но многие русские люди не осознали тогда коварства врага, а поверили в то, что прибывший из Польши самозванец действительно является сыном Иоанна IV, и присягнули лжецарю.

Начавшиеся в стране волнения привели к помрачению общественного самосознания: никто не мог понять, где правда, а где ложь, по какому пути идти, с кем бороться, кто друг, а кто враг, что нужно делать, чтобы не потерять понятий Родины и правды. Люди были готовы добровольно жить под иноземным игом, имея на русском царском престоле иноземного королевича.

Неизвестно, чем бы закончилась эта трагическая эпоха истории нашего Отечества. Может быть, ныне не существовало бы и автокефальной Русской Православной Церкви, и Патриаршества, если бы в те годы не раздался громкий голос Церкви. Устами Патриарха Ермогена, заточенного в подвалах Чудова монастыря, народ был освобожден от лжеприсяги, которая была дана Лжедмитрию и иноземному царствующему дому. Благословляемые Церковью, русские люди получили возможность освободить страну и сбросить с себя иноземное иго. Первосвятитель Русской Церкви Патриарх Ермоген был умерщвлен, и сегодня мы почитаем его как священномученика, отдавшего свою жизнь за Церковь, Отечество и
Православную веру.

Но Москва бы не была освобождена, если бы не чудо, явленное от Казанской иконы Божией Матери. Ополчение Минина и Пожарского, взяв с собой в поход на Москву чудотворный образ Царицы Небесной, обретенный незадолго до этого в Казани, молилось три дня и три ночи перед святыней, призывая помощь и заступление Богоматери. Мы знаем, что враг был
побежден, Москва – освобождена, а вскоре и вся страна обрела законную царскую
династию. Уже через несколько десятилетий Россия укрепилась как великая держава,
простирающаяся от Балтийского моря до Тихого океана.

Чему же учит нас сегодняшний день? Он учит нас тому, как в своей жизни мы должны сопрягать Божественное и человеческое, земное и Небесное. Что было бы с нами, если бы в ответ на польскую интервенцию мы не делали бы ничего, если бы не проявилась народная
сила, если бы не было собрано ополчение, если бы доброхоты-монастыри не поддержали русское войско? Что было бы, если бы не нашлось людей, готовых отдать за Отечество свои жизни? Если бы не теплилась молитва, если бы народ не поднялся на защиту Отечества, то Господь не дал бы людям Свою силу.

Бог никогда не поступает несправедливо: Его сила не могла способствовать коварству, лжи, обману. Если бы народ день и ночь, постом и молитвой не испрашивал бы у Господа прощения, если бы не тренировались в ратном искусстве ополченцы, если бы не нашлось мудрых полководцев, то волей Божией победы нашему народу не было бы явлено. Если бы не
было благой воли человеческой, силы полководцев и умения ратников, если бы не сумел наш народ преодолеть внутреннюю смуту, раздоры и разделения, то неизвестно — явилась ли бы от Казанской иконы Божией Матери благодатная помощь и укрепление.

Вспоминаемый нами сегодня пример освобождения Москвы и преодоления смуты явственно свидетельствует о том, как сочетается Божественное и человеческое в жизни каждого человека и в жизни страны. Каждый из нас должен добросовестно исполнять свое дело, честно трудиться ко благу окружающих людей. Не может процветать наше Отечество, если народ наш будет погибать в пьянстве, в распутстве, лени, разгильдяйстве, желании заработать как можно больше неправильным и нечестным путем.

Нам иногда кажется, что Господь, несмотря ни на что, в том числе и на наше греховное бездействие, нас простит и нам поможет. Но такая помощь будет противоречить Божественной справедливости, будет нарушать Божественную правду. Поэтому сегодня мы обращаемся к Царице Небесной с молитвой об Отечестве, о милости к народу нашему, о даровании сил и
решимости на той части пути, которую мы как народ должны пройти в нашем следовании идеалам добра и справедливости.

Без Божественной помощи никакие человеческие силы не способны сами по себе привести страну к миру, процветанию и благополучию. Вспомним, как в советские годы напрягались народные силы: каких только всесоюзных строек мы ни строили, какой целины ни вспахивали, каких проектов ни осуществляли – и в результате так и не построили человеческого счастья. Потому что без Бога пытались возвести к небу новую Вавилонскую башню. Прекрасно, что сегодняшний праздник положен в основу государственного праздника – Дня народного единства. Не может быть подлинного единства между людьми разных национальностей и вер, если Господь не благословит такого единения. Не может быть единства народного, если народ не просит Бога о помощи. Не может быть никакой мудрой политики, если опираться на одну лишь человеческую мудрость и человеческую силу, потому что все нестроения возможно преодолеть лишь силой Божией. Сегодня мы учимся и тому, как сопрягать Небесное и земное, силу человеческую и упование на волю Божию, как соединять молитву и труд.

Сегодняшний день – великий день в истории нашего Отечества и нашей Церкви. Учась на примере события, положенного в основание праздника, будем строить свою жизнь таким образом, чтобы благодать Божия, соприкасаясь с нашими человеческими усилиями, помогала в устроении нашей земной жизни и в достойном приготовлении себя к жизни вечной. Аминь.