Слово в Неделю вторую Великого поста, память святителя Григория Паламы.

Слово в Неделю вторую Великого поста, память святителя Григория Паламы.
12.03.2017

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний наш праздник – второе воскресенье Великого поста, посвященное памяти святителя Григория Паламы. Православный храм, в котором мы стоим – место особого пребывания невидимого Бога-Троицы, но верующее и любящее Бога сердце человека способно ощущать присутствие благодати Святого Духа. Но как Бог, нематериальный, невидимый и непознаваемый, может восприниматься и познаваться непосредственно человеческим сердцем? Мы знаем, что апостолам на горе Фавор и некоторым святым Господь являл Свой Божественный Свет. Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует о многократных явлениях ему этого Света. Это то Царство Божие, открывающееся в сердце человека, о котором говорит нам Евангелие. И некоторым нашим современникам, по милости Божией, дано стать причастными этому опыту явления Божественного света в сердце человека. Они свидетельствуют, что никакая земная человеческая радость несравнима с тем чувством благоговения и радости, которые они испытали во время предстояния в своем сердце этому божественному свету.

Ответ Православной Церкви на вопрос о возможности непосредственного общения сотворенного человека с непостижимым Творцом дал живший в ХIV веке великий подвижник и богослов святитель Григорий Палама, память которого мы празднуем сегодня. Святитель Григорий различает в Боге неприступную непознаваемую сущность и вечные нетварные энергии, которыми Бог приобщает сотворенные существа Своей жизни и Своему свету.

Свидетельство святых о Боге основано не на умозрительных заключениях, а на их личном опыте. Ум, не порабощенный рассудку, страстям и окружающему миру, просвещается благодатью и вводится в созерцание мира божественного. Святитель Григорий был одним из таких святых, причастных личному общению с Богом и Его нетварному свету. На нем исполнились слова: «Если ты богослов, то чисто молишься, и если ты чисто молишься, ты богослов».

Григорий с юных лет обучался главным христианским добродетелям – послушанию, смирению, кротости, покаянию, самоограничению. Очищению сердца и просвещению ума. Перед началом учебных занятий он клал три земных поклона и молился перед иконой Божией Матери. Приняв монашеский постриг на Афоне, Григорий постоянно молился со слезами: «Господи, просвети тьму мою». Это о нем, почти за тысячу лет до него, сказал другой святитель Григорий, называемый Богословом: «Чтобы стать пастырем, он всю жизнь учился быть овцой».

Святитель Григорий оставил нам описание пути, ведущего человека к исцелению и обожению. Это путь познания своего безобразия и последующего очищения ума и сердца подвигом воздержания, покаяния, молитвы со слезами, смирения, познания и исполнения воли Божией, причащения Тела и Крови Христовых. В конце этого пути – причастие нетварного света, когда человек становится неудобопреклонным ко злу, способным жить в согласии с волей Божией и получает дары богословия, прозорливости и иные.

Святитель говорит: «Постом, молитвами, слезами и всеми способами будем призывать Христа, пока Он не приблизится и не излечит нас». Надо сказать, что современный мир предлагает множество психотерапевтических и оккультных способов врачевания человека, не основанных на истинной вере и святоотеческом Предании. Однако они не способны подлинно исцелить душу человека, поскольку не приводят ее к единственному истинному врачу – Христу.
Если кто желает познакомиться с жизнью и учением святителя Григория, может прочитать о нем книгу митрополита Иерофея (Влахоса). Мощи святителя Григория Паламы пребывают в городе Фессалоники, в кафедральном соборе.

Сегодня на литургии читалось евангельское чтение об исцелении расслабленного. Евангелие повествует о том, что происходит с нами сегодня. Иисус – в доме Петра в Капернауме, и от Его присутствия дом этот становится домом Божиим. Мы тоже стоим сейчас в доме Бога нашего. Спаситель говорил слово, и множество народа слушало его в доме и даже вне его, как бывает и у нас в большие праздники. И вот, четыре человека несут расслабленного друга к Господу, а значит и к нетварному Божественному свету, о котором благовествовал святитель Григорий Палама. И этот расслабленный, и несущие его четверо – это тоже мы, это о нас говорит Евангелие. Нам ничего не известно об этих людях. Только то, что в силу невозможности поднести больного ко Христу по причине множества народа, они подняли его на крышу дома, разобрали кровлю и спустили расслабленного к ногам Господа. И тотчас «Иисус, видя веру их», прощает грехи этого человека и потом исцеляет его.

Если сегодня мы с вами исповедуем правую веру, это потому, что не четыре человека, а намного больше людей принесли нас к ногам Господа, к Его Божественному свету. Это могли быть наши родители и родственники, друзья, все, кто молился о нас, и наши благочестивые предки, и, конечно, русские святые. Это и наши новомученики и исповедники, памяти которых посвящен нынешний 2017 год. Потому что сто лет назад начались гонения на Русскую Православную Церковь. Это и Всесвятая Пречистая Богородица, непрестанно молящаяся о нас к Своему Сыну. Одним из множества свидетельств любви Матери Божией к нам является мироточение иконы «Умягчение злых сердец» в посвященном ей храме в Бачурино. Эта икона непрерывно источает миро уже в течение 15 лет, привлекая и утешая верующих.

Будем непрестанно благодарить Господа за Его неоценимый дар, за то, что дано нам родиться в народе, вот уже более тысячи лет хранящем правую веру. За то, что у каждого из нас есть благочестивые, а возможно и святые предки, которые молят о нас Бога и несут нас к Его свету. По вере их и
молитве любовь Божия касается нашего сердца и преображает его. Поэтому каждый человек в нашем народе, как бы ни был он грешен, в любой момент своей жизни может раскаяться и обрести спасительную веру. И так происходит, мы являемся свидетелями этого истинного чуда Божия.
В одном из наших монастырей есть монах, который в юности был настоящим разбойником. В 90-е годы он с друзьями грабил людей, нанося при этом им тяжелые раны. Но призвал его Господь, он покаялся и стал овцой стада Христова. А в дореволюционном журнале Епархиальные ведомости его характерная фамилия неоднократно встречается в списках людей духовного звания. Его благочестивые предки принесли его ко Христу.

Расскажу об одном человеке, который родился в середине прошлого века. Вокруг него не было ни одного верующего. Он окончил школу, потом Московский Государственный Университет, оставаясь при этом духовно расслабленным. В 25 лет, работая в академическом научном институте, он стал задумываться, существует ли смысл жизни человека, и в чем он состоит. Христианскую литературу найти в те годы было весьма непросто. Попадалась другая литература – оккультная, о религиях востока, буддизме, индуизме. Через некоторое время он убедился, что существует мир невидимый духовный. Потом пришло понимание, что христианство, православие истинно и несравнимо выше всех оккультных учений и восточных религий. В 28 лет человек этот принял святое Крещение. Окрестил его монах, тайно, в храме Троице-Сергиевой Лавры. И только после этого родственники открыли тайну, что в роду у него были священники как по отцовской, так и по материнской линии. Оба они были расстреляны в 1918 году. Эти новомученики (непрославленные) были теми людьми, которые принесли своего расслабленного потомка ко Христу. Примерно через 10 лет духовник благословил этого человека принять рукоположение, стать священником. И еще через 10 лет, когда он был на Афоне и беседовал с одним монахом келлиотом, в его сердце явился Божественный свет. Тот свет, который светит во тьме, о котором
благовествовал святитель Григорий Палама и который часто являлся преподобному Симеону Новому Богослову. И ничего не было в жизни этого человека прекраснее и лучше, чем предстояние в сердце этому Божественному свету.

Мы с вами живем в чудесном мире, в котором действуют милосердие, промысл и любовь Божии. Эта любовь изливается на нас через Божию Матерь и через всех наших святых. И хотя мы расслаблены духовно, потому что согрешаем, но если мы будем поддерживать и нести друг друга на пути ко Христу, то все войдем в Царство Его Любви и Света. Аминь.

Протоиерей Андрей Михайлов